Следи за скоростью
16+

Поменял проколотое колесо — попал на дорогой ремонт автомобиля: как докатка может спасти и погубить машину

© A. Krivonosov
Эксперты рассказали о нюансах использования докатки в автомобиле
Автор: Наумкин Борис, главный редактор

Временное запасное колесо, или «докатка», — компактная альтернатива полноразмерной запаске, которая помогает доехать до ближайшего шиномонтажа после прокола. Она легче, уже и меньше по диаметру, имеет давление около 4–4,5 бар и сопровождается строгими ограничениями: не более 80 км/ч и 80–100 км пути. Превышение этих рамок грозит не только поломками, но и авариями. Однако есть нюансы ее использования, о которых многие водители не знают. Эксперты издания SPEEDME.RU обратились к опытным шиномонтажникам, что выяснить этот вопрос.

Где можно ставить докатку: важнейший вопрос

Главное правило: никогда не ставьте докатку на ведущую ось. У переднеприводных автомобилей её нужно установить сзади, даже если прокол переднего колеса — для этого сначала переустанавливают одно из задних полноразмерных колес вперед. Аналогично, у заднеприводных машин докатку ставят на переднюю ось. Это важно для снижения нагрузки на дифференциал и сохранения устойчивости.

С полноприводными авто сложнее: здесь важно, чтобы все четыре колеса были одинаковыми по диаметру. Если докатку установить на одну из осей, возникает постоянная нагрузка на дифференциалы и муфты. Оптимально — ставить временное колесо на заднюю ось и ехать как можно осторожнее, исключая принудительное включение полного привода или блокировок. Некоторые кроссоверы позволяют временно отключать одну ось (например, у Subaru через сервисный предохранитель).

Как безопасно двигаться на докатке

Колесо автомобиля
© A. Krivonosov

Всегда соблюдайте скоростной лимит в 80 км/ч (а лучше — 50–60 км/ч), избегайте резких манёвров и не используйте временное колесо дольше пары десятков километров. При этом следите за давлением в шине, особенно если докатка долго лежала в багажнике. После установки через несколько километров желательно проверить и подтянуть болты.

При необходимости отключайте систему стабилизации, так как электроника может воспринимать вращение меньшего колеса как пробуксовку, мешая управлению. Однако без ESP важно соблюдать повышенную осторожность.

Юридические и страховые аспекты

ПДД разрешают использовать докатку временно, даже если она отличается по размеру — штрафа за это нет. Главное — не злоупотреблять: если инспектор увидит, что вы катаетесь на ней неделями, это может вызвать вопросы. Также нельзя ездить без запаски, если она предусмотрена конструкцией. Что касается страховых случаев — ОСАГО и КАСКО покроют ущерб, если водитель соблюдал ограничения и не спровоцировал аварию неправильной эксплуатацией.

Докатка — не полноценное колесо, а экстренное средство. Ставьте её на неведущую ось, ограничьте скорость и пробег, проверьте давление и не злоупотребляйте. Тогда она выручит без риска для автомобиля и водителя.

Поделиться новостью