SPEEDME рассказал, как долго копят на машину в разных странах
Автор: Наумкин Борис, главный редактор
Сколько месяцев нужно работать, чтобы купить новую машину? Эксперты издания SPEEDME.RU проанализировали официальные средние зарплаты и цены на самые доступные автомобили местного производства в 15 странах. Результат — наглядная картина глобального неравенства на авторынке. Все суммы указаны в рублях по актуальному курсу.
Где машину можно позволить себе быстро
Наилучшее соотношение доходов и цен — в Японии и Франции: всего 5–6,5 зарплат нужно для покупки нового авто. В Японии кей-кар стоит около $14 000 (1,13 млн ₽), при средней зарплате $2 800 (226 тыс. ₽). Во Франции — $18 500 против $2 840 дохода. Почти столь же легко купить машину в США, Южной Корее и Малайзии: от 7,6 до 8 зарплат.
Уровень жизни и локальное производство делают своё дело. В тех странах, где автопром — это национальная гордость, а налоги и пошлины сдерживаются, покупка авто — не мечта, а план на ближайшие месяцы.
Средняя зарплата в РФ в августе 2025 года — около $1 120 (90 тыс. ₽). Lada Granta в базе — примерно $12 000 (1 млн ₽), значит, потребуется 15 зарплат. Чуть лучше Granta? Тогда уже все 16–17. Это немного хуже, чем в Европе, но далеко не провал: Китай, Испания, Италия, Румыния находятся примерно в том же диапазоне — от 11 до 14,5 месячных доходов за новую машину.
Где автомобиль — предмет роскоши
Есть страны, где машина — почти недостижимая мечта. В Мексике придётся работать 50 месяцев ради новой модели местного производства. В Таиланде — почти 80. А Вьетнам бьёт антирекорд: более 100 зарплат (8,5 лет) — и это за один скромный седан.
Это — следствие низких доходов и высокой стоимости новых машин, часто вызванной отсутствием национального автопрома и жёсткими пошлинами. Даже базовая модель за $25 000 при зарплате $250 в месяц — неподъёмна.
Такой срез напоминает: наличие авто в доме — вовсе не глобальный стандарт. Там, где транспортная система развита и доходы высоки, личный автомобиль — это вопрос предпочтения. Там же, где транспорт — это роскошь, а не инфраструктура, машину по-прежнему покупают «вместе с жизнью». Россия пока не ушла ни в одну из крайностей, но стоит помнить: доступность автомобилей напрямую зависит от национальной промышленной политики и уровня реальных доходов. И это уже не вопрос лошадиных сил, а вопрос социальной мобильности.