Стабильность дороже литра: какое масло выбрать для автомобиля
Работа двигателя напрямую зависит от того, насколько правильно подобрано моторное масло. У автовладельцев часто возникает вопрос: что выбрать — синтетику или полусинтетику? С экспертами смазочных материалов Лукойл разбираем ключевые отличия и объясняем, на какие параметры стоит обращать внимание в первую очередь.
Какие функции выполняет моторное масло?
Моторное масло обеспечивает стабильную работу двигателя, снижает износ и продлевает ресурс деталей. Оно выполняет несколько важных задач: создаёт масляную плёнку, отводит лишнее тепло, формирует компрессию, очищает двигатель и предотвращает коррозию внутренних поверхностей.
Современные масла содержат комплекс присадок. Грамотно подобранный продукт поддерживает рабочее давление, сохраняет вязкость при высоких температурах и облегчает запуск двигателя в холод. Несвоевременная замена приводит к снижению эффективности, повышенному расходу топлива и ускоренному износу узлов.
Чем синтетика отличается от полусинтетики?
Основные отличия кроются в составе и технологии производства, рассказали изданию SPEEDME.RU эксперты отрасли. Синтетические масла создаются на основе специально синтезированных молекул с заданными характеристиками. Благодаря этому состав получается однородным, устойчивым к высоким и низким температурам (примерно от —40 до +200 ºС), с минимальной испаряемостью и хорошей текучестью. В базе используются ПАО, эстеры или гидрокрекинговые компоненты, дополненные пакетом присадок.
Полусинтетические масла же представляют собой смесь очищенной минеральной основы и синтетических компонентов. Такое сочетание улучшает свойства минеральных масел и приближает их к синтетике.
Синтетика и полусинтетика: достоинства и недостатки
Достоинства синтетического масла:
- высокая температурная стабильность — синтетика сохраняет оптимальную вязкость как при сильном морозе (обеспечивая лёгкий пуск двигателя при −45...-35 ºС), так и при высоких рабочих температурах;
- улучшенная защита от износа — прочная масляная плёнка снижает трение и износ деталей двигателя, особенно при высоких нагрузках и скоростях;
- увеличенный интервал замены — стабильность масла в процессе эксплуатации позволяет производителям автомобилей увеличить пробег между заменами;
- низкая испаряемость — синтетика меньше расходуется на угар, что снижает потребность в доливе;
- экономия топлива — благодаря низкому коэффициенту трения, синтетические масла снижают расход топлива.
Недостатки синтетического масла:
- возможная течь через уплотнения — материалы сальников и прокладок в старых двигателях могут быть несовместимы с современными синтетическими маслами.
Плюсы полусинтетики
- хорошая защита — масло обеспечивает достаточную защиту для большинства современных двигателей при умеренных условиях эксплуатации;
- универсальность — полусинтетика подходит для большинства автомобилей, эксплуатируемых в умеренных климатических зонах;
- меньший риск протеканий в старых двигателях — благодаря минеральной основе, полусинтетика обычно не так агрессивна к устаревшим материалам резиновых уплотнений.
Минусы полусинтетики:
- меньшая стабильность характеристик — масло быстрее теряет свои свойства при высоких температурах и нагрузках;
- выше расход на угар — по сравнению с синтетикой, полусинтетика расходуется быстрее;
- нестабильность при низких температурах — полусинтетика загустевает при низких температурах (например, при-30°С), что затрудняет холодный пуск двигателя.
Что все-таки выбрать?
Основной ориентир — рекомендации производителя автомобиля. В первую очередь смотрят на допуски и вязкость, а тип базового масла учитывают позже — исходя из состояния и возраста двигателя, пробега и условий эксплуатации.
Новые автомобили
Для современных моторов, особенно турбированных и с непосредственным впрыском, обычно требуется синтетика. Наиболее распространённые спецификации — API SP/SN/SM, ACEA C2/C3. Типичные вязкости: 0W-20, 0W-30, 5W-30.
Двигатели с большим пробегом
При увеличенных зазорах или повышенном угаре лучше использовать более вязкие полусинтетические масла, например 10W-40. Они помогают снизить шум и обеспечивают стабильную смазку.
Эксплуатация в холодных регионах
В условиях сурового климата, где температура зимой опускается до —30°С и ниже, разница синтетики и полусинтетики наиболее ощутима. Синтетическое масло сохраняет низкую вязкость при минусовых температурах, обеспечивая лёгкий и безопасный пуск двигателя. Например, синтетика с классом вязкости 0W-XX или 5W-XX хорошо прокачивается даже при очень низких температурах. Полусинтетическое масло в таких условиях загустеет, что затруднит пуск и может вызвать масляное голодание двигателя в первые секунды работы.
Можно ли мешать синтетику с полусинтетикой
Если коротко, то нет, это не рекомендуется. Несмотря на то, что базовые компоненты имеют общую основу, пакеты присадок у разных производителей и типов масел могут быть несовместимы. Получившаяся смесь будет обладать непредсказуемыми рабочими свойствами и сроком службы.
Смешивание допустимо только в крайних случаях, например, когда необходимо долить масло, чтобы доехать до сервиса, и только если под рукой нет продукта с аналогичной базой от того же производителя и сходным набором спецификаций. После такой доливки необходимо поскорее полностью заменить масло в двигателе.
Выбирая, что лучше для двигателя, — синтетика или полусинтетика, следует опираться на рекомендации автопроизводителя. От правильного подбора будет зависеть ресурс двигателя. Синтетическое масло обеспечивает максимальную защиту, стабильность характеристик и подходит для большинства современных автомобилей и сложных условий эксплуатации. Полусинтетика используется для умеренных нагрузок и двигателей с большим пробегом. Независимо от типа основы масло должно соответствовать спецификациям, указанным в инструкции по эксплуатации.
Эксперты ЛУКОЙЛ рекомендуют пользоваться онлайн-подборщиком масел для каждого конкретного автомобиля. Он поможет выбрать правильный продукт на основе данных о типе топлива, объеме двигателя и других параметров.
