2021-06-30 09:10+03:00

Аналитики рассказали, ожидает ли российский рынок электромобилей стремительный рост

С отменой таможенных пошлин на электрокары, которая начала действовать год назад, в мае 2020 года, в России возросло внимание к электромобилям. Несмотря на то, что на российских дорогах все чаще стали встречаться модели на электротяге, доля новых электромобилей не превышает отметки 0,1% от общих продаж, подержанных — 0,07%, что говорит о зачаточном состоянии этого рынка. Что мешает электромобилям выйти на путь ускоренного развития?

В свете тренда на осознанное потребление и экологичный образ жизни постепенный рост популярности электромобилей является закономерной тенденцией, ведь этот вид транспорта позволяет совместить индивидуальную мобильность с бережным отношением к окружающей среде. Владельцы электрокаров также отмечают экономичность их использования: полная зарядка батареи обойдется в разы дешевле заправки. Кроме того, отсутствие ДВС избавляет от необходимости делать дорогостоящее ТО. Современные технологии позволяют делать электромобили удобными и безопасными, у них увеличивается запас хода и функционал, что позволяет электрокарам стать достойной альтернативой традиционным автомобилям для полноценной жизни, работы и путешествий.

Тенденции на рынке электромобилей в России и в Европе

Специально для издания speedme.ru специалисты «Авито Авто» выяснили, что за последний год в России рынок новых электромобилей вырос в 2 раза (+95%), составив 0,1% от общих продаж. Продажи электрокаров с пробегом в России по итогам 2020 года также увеличились — на 119% по сравнению с 2019 годом, согласно данным «Авито Авто». В результате доля электромобилей на вторичном авторынке страны выросла с 0,03% до 0,07%. В сравнении с Европой темпы низкие: по итогам 2020 года несмотря на падение рынка легковых автомобилей на 20%, там было зарегистрировано почти 1,4 млн электрокаров и гибридных автомобилей, что на 137% превышает показатель 2019 года. В результате доля электротранспорта за год выросла с 3,3% до 10,2% (2019 к 2020 году).

«Как показывает европейский опыт, огромный толчок развитию электромобильности дает государственная поддержка, которая позволяет снять часть затрат с конечного потребителя, — комментируют эксперты «Авито Авто». — Среди мер поддержки, которые позволяют ускорить темпы роста на рынке электротранспорта: развитие сети зарядных станций, бесплатные стоянки, субсидии автопроизводителям, отмена транспортного налога. Не менее важным является популяризация осознанного потребления в обществе, а также политика, направленная на сокращение выбросов CO2».

Сейчас в России уже действует ряд мер, призванных сделать электротранспорт более популярным и доступным. Наиболее активно эта экосистема развивается в городах-миллионниках. Автозаправки обязали установить зарядные станции для электромобилей, а в Москве и Московской области действует бесплатная зарядка и парковка для электрокаров. Кроме того, для еще большего удобства в столице начали оборудовать парковочные места для электромобилей рядом с зарядными станциями.

Всего в Москве на сегодняшний день 114 зарядных станций для электромобилей, к 2023 году их будет 600. В других регионах их значительно меньше: например, в Санкт-Петербурге — 42 станции, в Новосибирске — 29, в Челябинске — 11.

Чего все еще не хватает в России

Недавно стало известно, что Правительство готовит программу господдержки электромобилей, направленной на стимулирование развития электротранспорта в России. В пилотных городах планируется активное развитие инфраструктуры, введение нулевого транспортного налога и бесплатного паркинга. По плану эта мера позволит достичь роста рынка электрокаров до 15% в 2030 году.

Помимо важной роли господдержки и необходимости развития инфраструктуры переход на электрокары потребует уделить внимание и другим проблемам.

В частности, у бизнеса по-прежнему недостаточно стимулов для инвестирования в этот экологичный вид транспорта, что пока не дает возможность автопроизводителям активно выводить на рынок новые продукты с электрическими или гибридными силовыми установками. Хотя, за последний год линейка новых электромобилей в России все же немного расширилась с 8 до 15 моделей. Это, в свою очередь, не дает потребителю стимула выбирать электромобиль в ряду многообразия бензиновых и дизельных автомобилей.

Еще одним минусом является высокая стоимость такого вида транспорта, если речь идет о новых экземплярах. На вторичном рынке средняя цена по итогу 2020 года составила 595 000 рублей — на 1,7% меньше, чем годом ранее.

Среди других барьеров — ограничения емкости батареи, которая в условиях холодного климата быстрее разряжается и не позволяет владельцу элетрокара отправиться на дальние расстояния.

Самые популярные модели электромобилей

По данным аналитиков, на начало 2021 года 83% всех электромобилей в России приходилось на Nissan Leaf. Эксперты Авито Авто также отмечают востребованность этой модели на вторичном рынке, где Nissan Leaf занимает первую строчку в рейтинге популярных в России электромобилей с пробегом.

На втором месте среди новых электрокаров — модели Tesla с долей в 6% от общих продаж. Среди подержанных вторая строчка у Nissan NV200, на который приходится 17,5% продаж в России.

Третья строчка у модели Mitsubishi i-MiEV (около 4% в структуре продаж новых электромобилей). На вторичном рынке, по данным Авито Авто, тройку лидеров замыкает BMW i3 с долей продаж в 3%.