Журналисты оценили перспективы электромобилей Zetta в России
Zetta — аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset, что в переводе на русский означает «Транспортный актив с нулевым выбросом». В его основе лежит шасси с интегрированной тяговой батареей. По такому же принципу созданы, например, модели Tesla. Разумеется, платформа модульная и на ней могут создаваться автомобили разного класса, что, к слову, проектом и предусмотрено. Кузовные детали, изготовленные из экструзионного композита, крепятся к шасси, как говорят в компании, капсюльным способом, что облегчает задачу создания различных моделей — точки крепления вариативны и выбираются в зависимости от задач.
Элементы подвески и управления — адаптированные решения от вазовских «десяток» и «восьмерок», а так же семейства Lada Kalina/Granta.
Габариты российского электрокара составляют 3030x1760x1600 мм. Ожидается, что Zetta будет относиться к категории L7, то есть квадроцикл массой до 400 кг. Снаряженная масса электромобиля будет варьироваться от 486 до 798 кг — в зависимости от выбранной емкости АКБ.
Силовая установка была разработана исключительно силами инженеров компании. В движение автомобиль будет приводиться мотор-колесами без постоянного магнита — они установлены на задней оси. Спереди — электродвигатель с редуктором. Мотор-колесо благодаря своеобразной намотке имеет высокий КПД — от 82 до 96%.
С одного мотор-колеса можно снять до 70 кВт, что эквивалентно 95 л.с., сообщает журнал «Автоброкер». Разумеется, на серийных машинах не будет реализован весь потенциал электродвигателей. Суммарная мощность всех агрегатов не превысит 15 кВт. А вот крутящий момент у машины составит порядка 30 Нм на 1 кг веса мотора.
Для питания будут использоваться аккумуляторы емкостью от 10 до 32 кВт/ч, которые обеспечат пробег на одном заряде от 200 до 560 км.
У компании-производителя есть свои производственные мощности, которые почти приведены в готовность для начала производства электромобилей. Площадка расположена в Тольятти на территории порядка 18 тыс. квадратных метров. В будущем предприятие будет дооснащаться необходимым оборудованием, которое позволит только улучшить качество и выйти на запланированные объемы, а это примерно 15 тыс. единиц.
Из особенностей Zetta можно также отметить трехдверный кузов и двухрядную компоновку салона с посадочной формулой «2+2», приборную панель в виде экраном — графика и варианты отображения показателей будут оригинальными. Электромобиль не получит усилителя руля. Гидравлический слишком дорог и увесистый, а электрических, соответствующих напряжению электросети Zetta, пока нет, но над этой проблемой компания работает, хотя для такой машины, может, это излишняя опция.
Кондиционера тоже не будет — он «съедает» энергию, которая нужна электромобилю для поездок. Тем не менее, выход из положения был найден: охлаждение воздуха выполняется за счtт испарения обыкновенной воды. Можно с уверенностью говорить, что охлаждение будет происходить не так эффективно, как в случае с фреоновым аппаратом, но приходится чем-то жертвовать.
В компании считают, что помимо приверженцев экологически чистого вида транспорта, а также курортных организаций, которые вынуждены пока покупать действительно конструкторы с минимумом удобств, российская разработка может стать экспортным продуктом. Причем в планах покорить такие рынки, как Казахстан, ОАЭ, Иордания, Кувейт, несколько стран Северной Африки.
Цена на самую доступную версию Zetta, по разным источникам, будет находиться в диапазоне от 450 до 540 тыс. рублей. Серийное производство ZETTA планируют начать в первом квартале 2020 года. В настоящее время решается вопрос сервисной составляющей — кем будут обслуживаться электромобили.