Энцо Феррари — человек, изменивший историю автомобилестроения
В своих очерках мы не раз упоминали Энцо Феррари в качестве некоего «двигателя», который запускал либо очередную гонку, либо подталкивал людей к созданию собственных компаний. Именно ему мы обязаны появлением итальянской марки Lamborghini и легендарной модели Shelby Cobra. Комендаторе — именно так Феррари называли его же подчинённые. Почему именно так? Доподлинно не известно, однако если обратиться к словарю, то все определения будут в равной степени подходить этому великому человеку — командор, человек, удостоенный высоких правительственных наград, высокочтимый.
Точная дата рождения Энцо Ансельмо Феррари не известна. Согласно легенде, его отец несколько дней после рождения сына не мог попасть в мэрию, чтобы его зарегистрировать. Официально днём рождения комендаторе считается 20 февраля 1898 года, хотя сам Феррари всегда указывал 18 февраля. Отец будущего гонщика владел небольшой мастерской по ремонту паровозов, которая располагалась в его же доме, поэтому вся семья Феррари засыпала и просыпалась под громкие и очень громкие звуки рабочих. В детстве Энцо не мечтал стать машинистом паровоза или инженером, он хотел красивой и богатой жизни. Мальчик грезил оперой и спортивной журналистикой, однако первое было ему не по зубам, а самым значимым событием в его журналистской карьере стала публикация отчёта о каком-то футбольном матче.
В возрасте 10 лет отец взял маленького Энцо с собой в Болонью на гонку. Скорость, запах бензина и восторг зрителей стали новой мечтой Феррари. С началом Первой мировой войны все планы юноши пришлось отложить — его призвали в армию, где ему поручили ухаживать за военным транспортом. После армии Энцо Феррари уже знал, куда ему нужно идти. В 1918 году он приехал в Турин, где попытался устроиться на завод Fiat, в чём ему было вежливо отказано. Собрав волю в кулак, будущий комендаторе всё же находит работу тестового пилота в какой-то компании. Некоторое время спустя он переезжает в Милан, где устраивается на аналогичную должность в малоизвестной фирме Costruzioni Meccaniche Nazionali. Показав себя с лучшей стороны, Энцо становится полноправным командным гонщиком и в 1919 году на гонке Парма-Поджо-ди-Барчето занимает сходу четвёртое место. В Конце того же года, выступая на гонке Тарга-Флорио, Феррари вынужден сойти с трассы из-за пробития бака.
Как говорится, начало будущей карьеры положено. В следующем году Феррари принимают на работу в компанию Alfa Romeo в должности гонщика. В 1924 году он побеждает на гонке Coppa Acerbo, после чего ему предлагают участие в более престижных соревнованиях. В 1929 году Энцо под крылом Alfa Romeo организует собственную гоночную команду Scuderia Ferrari или «конюшня Феррари», куда вместе с ним входят Джузеппе Кампари и Тацио Нуволари. Тогда же на свет и появилась знаменитая эмблема компании Ferrari — Гарцующий жеребец на жёлтом щите. Существует две легенды его появления. Первая и самая распространённая — это та, где мать итальянского лётчика-истребителя Франческо Баракка, погибшего в ходе Первой мировой войны, предложила Энцо в память о её сыне взять жеребца, который был изображён на самолёте Баракка, в качестве своего герба. По второй версии, логотип был взят с немецкого самолёта, сбитого Бараккой, где конь — символ немецкого города Штутгарта. Так или иначе, но легендарную эмблему Энцо начнёт использовать только в конце 30-х годов.
В 1932 году Феррари прекращает свою гоночную карьеру из-за рождения сына — Дино Феррари. Комендаторе сосредотачивается на управлении Scuderia Ferrari и бизнесе. В 1937 году команда Феррари была распущена, а самого Энцо пригласили на должность директора заводской команды Alfa Corse, откуда Феррари в 1939 году ушёл и основал компанию Auto-Avia Costruzzioni, занимавшейся производством запчастей для машин и самолётов. В ходе Второй мировой войны его завод производил двигатели для самолётов фашистского правительства Муссолини. Под конец конфликта завод был разрушен авиацией союзников и разграблен солдатами. После окончания войны Феррари переезжает в Маранелло и открывает компанию Ferrari S. p. A.
Первым автомобилем, сошедшим с конвейера компании, стал Ferrari 125. Гоночного успеха модель не принесла — повсюду её преследовали неудачи: то в ходе тестовых заездов автомобиль разобьют, то он выйдет из строя в ходе гонки. Стоит отметить, что каждый пилот, который хоть в чём-то допускал ошибку, со скандалом выгонялся из команды. Феррари не принимал такого понятия, как «человеческий фактор» и требовал от людей невозможного. Кроме того, Энцо очень любил свои автомобили, он говорил, что только им может доверять. Поэтому то, как чувствовал себя пилот за рулём его машины, Феррари никогда особо не волновало.
Не смотря ни на что, первой победой гоночной команды Ferrari стала победа в гонке «24 часа Ле-Мана», которую одержали гонщики Питер Митчелл-Томас и Луиджи Чинетти в 1948 году. С 1950 году команда Ferrari записалась на только что открывшийся чемпионат мира по гонкам Формула-1 и с тех пор является единственной, кто всегда выступает на этих гонках. В 1951 году гонщик Ferrari занимает первое место на Гран-при Сильверстоуна. В 1952 и 1953 годах итальянская команда выиграла все гонки, за исключением Индианаполис — 500 и Гран-при Италии. Для финансирования своей гоночной команды, компания Ferrari начинает продавать спортивные автомобили. К 1954 году фирма выпустила 200 дорожных машин. Начиная с модели Ferrari 250 GTO, о которой мы недавно писали, компания начинает сотрудничать с ателье Pininfarina.
К концу 80-х годов пилоты, находившиеся за рулём спорткаров и болидов Ferrari, завоевали абсолютно все награды, до которых смогли дотянуться. Таким образом, на счету итальянской гоночной команды, принадлежащей комендаторе, до сих пор больше всех побед в гонке «24 часа Ле-Мана» и больше всех побед в гонке Тарга Флорио. Однако в последние пять лет жизни Феррари, его команда Формулы-1 не смогла добиться успехов. Есть мнение, что причиной, по которой это происходило, стала боязнь подчинённых сообщать полную картину своему боссу, который даже в возрасте 85 лет умудрялся в полной мере управлять не только фирмой, но и гоночной командой. Из-за недостатка или недостоверности получаемой информации, Энцо не мог адекватно отдавать указания.
14 августа 1988 года Энцо Феррари скончался в возрасте 90 лет. Интересно, что по просьбе коммендаторе, сообщение о его смерти было опубликовано на два дня позже — из-за того, что официальная дата его рождения была неверной как раз на два дня. В день смерти, по желанию Феррари, его завод не остановился. Сейчас компанией Ferrari управляет внебрачный сын Энцо — Пьеро. Дино Феррари, сын комендаторе от официальной жены, скончался от болезни в 1956 году. При жизни Энцо Феррари был удостоен ряда наград, среди которых титул рыцаря Ордена Короны Италии, орден «За заслуги в труде», почётная степень в области машиностроения, Золотая звезда за спортивные заслуги, звание почётного доктора физики. А после смерти Феррари вошёл в Зал славы автоспорта и Автомобильный зал славы. В честь комендаторе в 2002 году был выпущен спорткар Enzo Ferrari, который разошёлся тиражом в 400 экземпляров.