Подвели итоги полугодия для вторичного авторынка
На фоне пандемии личный автомобиль стал практически единственным безопасным средством передвижения. Тренд на рост интереса к личному транспорту не оборвался после снятия режима самоизоляции — согласно результатам опроса, проведенного «Авито Авто» в конце июня, 57% опрошенных жителей страны и после снятия ограничительных мер чаще пользуются автомобилем для поездок в целях безопасности. Кроме того, на фоне пандемии 9% респондентов, у которых раньше не было автомобиля, решили приобрести свой первый автомобиль, а 3% жителей страны, планировавших продать автомобиль, передумали.
Сервисы каршеринга, напротив, теряют в популярности. Среди участников опроса «Авито Авто» в июле 20% респондентов — регулярных пользователей каршеринга — отметили, что на фоне пандемии решили приобрести личный автомобиль и отказаться от каршеринга, столько же указали, что в целях безопасности стали реже пользоваться сервисом поминутной аренды машин.
Спрос на подержанные автомобили растет
В I квартале 2020 года динамика продаж легковых автомобилей с пробегом сохранялась на уровне IV квартала 2019 года. При этом по сравнению с I кварталом 2019 года продажи подержанных автомобилей по стране выросли на 22%. Вследствие пандемии и падения курса рубля в марте наблюдался рост как предложения, так и спроса: покупатели искали возможность вложить свои накопления в транспортные активы.
По итогам II квартала 2020 года продажи легковых автомобилей с пробегом в целом по стране снизились на 4% как по сравнению с прошлым годом, так и по сравнению с первым кварталом. Это объясняется в первую очередь «проседанием» спроса в апреле, когда в России ввели режим самоизоляции, а автосалоны еще не успели адаптироваться к удаленной работе. Уже к середине мая спрос начал восстанавливаться. На конец июня спрос на легковые автомобили с пробегом вырос на 16% по сравнению с прошлым годом и достиг мартовского, «доковидного» уровня. Более того, спрос на автомобили премиум-класса в возрасте от трех до пяти лет в стране вырос на 17% по сравнению с предыдущим кварталом и на 16% по сравнению с прошлым годом.
Стоимость подержанных автомобилей по итогам полугодия выросла
В первые месяцы 2020 года средняя цена подержанных автомобилей росла, а во II квартале — снижалась. Во II квартале средняя стоимость по России опустилась на 2% по сравнению с предыдущим кварталом. Но ситуация различается от региона к региону: в Краснодарском крае машины подорожали на 4%, а в Свердловской и Самарской областях, наоборот, подешевели на 3%. Лидером по доступности подержанных автомобилей, по итогам II квартала, стал Алтайский край, где средняя стоимость автомобиля составила 306 000 рублей.
По итогам полугодия средняя стоимость подержанного автомобиля в России, по данным аналитиков, составила 428 000 рублей — почти на 5% больше, чем в первой половине 2019 года.
«Автомобили с пробегом возрастом трех-пяти лет многие водители рассматривают как прямую альтернативу новым. Поэтому, если говорить об этом сегменте рынка, рост цен вполне можно объяснить простой закономерностью: повышение цен на новые автомобили влечет за собой подорожание на рынке подержанных автомобилей. . Но это, пожалуй, не единственный фактор. Спрос на новые автомобили за время пандемии просел значительно сильнее, чем на подержанные. Теперь вторичный рынок восстанавливается быстрее, что также влияет на ценообразование», — отмечает руководитель «Авито Авто» Кирилл Вотяков.
Самоизоляция подстегнула цифровизацию авторынка
Согласно результатам совместного исследования «Авито Авто» и аналитического центра «Автостат», в апреле более 80% российских дилеров подержанных автомобилей, несмотря на режим самоизоляции, работали, и продавали автомобили онлайн. Только 18% автоцентров приостановили работу. Из дилеров, продолжавших продажи в апреле, более половины предлагали покупателям общаться через мессенджеры, а к маю доля автодилеров, готовых к онлайн-общению с покупателями, выросла до 73%.
В условиях пандемии важным инструментом продаж стали фото- и видео-отчеты по автомобилям. В апреле их были готовы прислать покупателям порядка 60% дилеров, а в мае — уже 70%.
«Пандемия стала катализатором тренда на цифровизацию вторичного авторынка. Теперь у потребителей будет все больше ожиданий от онлайн-взаимодействия с продавцами. Цифровизация рынка подержанных автомобилей способствует повышению его прозрачности, благодаря, например, таким сервисам как Автотека, которая позволит проверить историю владения автомобиля, историю сервиса и гарантийных ремонтов, нахождения в залоге или факт другого обременения. В результате покупка подержанного автомобиля становится для покупателей все более простым и комфортным процессом. Рынок онлайн-инструментов для проверки истории автомобилей с пробегом стремительно развивается, и мы рады содействовать этому тренду», — отмечает Вадим Иванов, генеральный директор сервиса проверки автомобилей «Автотека».
Отечественные автомобили могут увеличить долю рынка
По итогам полугодия топ самых популярных марок и моделей вторичного рынка в России практически не изменился. Как и раньше, наиболее популярными на рынке остаются бюджетные автомобили отечественных производителей, прежде всего АвтоВАЗ. Продукция тольяттинского предприятия занимает более 27% рынка, а в десятке самых популярных моделей среди всех производителей почти все места также принадлежат «АвтоВАЗу». Самая популярная машина в России — Lada Priora, в десятку также попали Lada 2114 Samara, Lada Kalina и Lada Grantа, Lada 2110, Lada 2107 и Нива.
Данные проведенного опроса свидетельствуют о том, что в ближайшее время отечественные автомобили будут пользоваться популярностью на вторичном авторынке. 12% опрошенных, которые собирались купить иномарку, из-за пандемии изменили свои планы и намерены приобрести отечественный автомобиль, чтобы сэкономить. Этот показатель мало различается по городам и федеральным округам. Однако в Уральском ФО он превышает среднее значение по округам почти вдвое и составляет 21%.