Следи за скоростью
16+

Подвели итоги полугодия для вторичного авторынка

По данным аналитического агентства АВТОСТАТ, сегодня на одну осуществленную сделку по продаже нового автомобиля приходится пять сделок по продаже подержанного. Специалисты отмечают, что это рекордное соотношение в истории российского авторынка. Специально для издания speedme.ru эксперты «Авито Авто» проанализировали главные тренды на рынке подержанных автомобилей за I полугодие 2020 года.
Автор: Наумкин Борис, главный редактор

На фоне пандемии личный автомобиль стал практически единственным безопасным средством передвижения. Тренд на рост интереса к личному транспорту не оборвался после снятия режима самоизоляции — согласно результатам опроса, проведенного «Авито Авто» в конце июня, 57% опрошенных жителей страны и после снятия ограничительных мер чаще пользуются автомобилем для поездок в целях безопасности. Кроме того, на фоне пандемии 9% респондентов, у которых раньше не было автомобиля, решили приобрести свой первый автомобиль, а 3% жителей страны, планировавших продать автомобиль, передумали.

Сервисы каршеринга, напротив, теряют в популярности. Среди участников опроса «Авито Авто» в июле 20% респондентов — регулярных пользователей каршеринга — отметили, что на фоне пандемии решили приобрести личный автомобиль и отказаться от каршеринга, столько же указали, что в целях безопасности стали реже пользоваться сервисом поминутной аренды машин.

Спрос на подержанные автомобили растет

В I квартале 2020 года динамика продаж легковых автомобилей с пробегом сохранялась на уровне IV квартала 2019 года. При этом по сравнению с I кварталом 2019 года продажи подержанных автомобилей по стране выросли на 22%. Вследствие пандемии и падения курса рубля в марте наблюдался рост как предложения, так и спроса: покупатели искали возможность вложить свои накопления в транспортные активы.

По итогам II квартала 2020 года продажи легковых автомобилей с пробегом в целом по стране снизились на 4% как по сравнению с прошлым годом, так и по сравнению с первым кварталом. Это объясняется в первую очередь «проседанием» спроса в апреле, когда в России ввели режим самоизоляции, а автосалоны еще не успели адаптироваться к удаленной работе. Уже к середине мая спрос начал восстанавливаться. На конец июня спрос на легковые автомобили с пробегом вырос на 16% по сравнению с прошлым годом и достиг мартовского, «доковидного» уровня. Более того, спрос на автомобили премиум-класса в возрасте от трех до пяти лет в стране вырос на 17% по сравнению с предыдущим кварталом и на 16% по сравнению с прошлым годом.

Стоимость подержанных автомобилей по итогам полугодия выросла

В первые месяцы 2020 года средняя цена подержанных автомобилей росла, а во II квартале — снижалась. Во II квартале средняя стоимость по России опустилась на 2% по сравнению с предыдущим кварталом. Но ситуация различается от региона к региону: в Краснодарском крае машины подорожали на 4%, а в Свердловской и Самарской областях, наоборот, подешевели на 3%. Лидером по доступности подержанных автомобилей, по итогам II квартала, стал Алтайский край, где средняя стоимость автомобиля составила 306 000 рублей.

По итогам полугодия средняя стоимость подержанного автомобиля в России, по данным аналитиков, составила 428 000 рублей — почти на 5% больше, чем в первой половине 2019 года.

«Автомобили с пробегом возрастом трех-пяти лет многие водители рассматривают как прямую альтернативу новым. Поэтому, если говорить об этом сегменте рынка, рост цен вполне можно объяснить простой закономерностью: повышение цен на новые автомобили влечет за собой подорожание на рынке подержанных автомобилей. . Но это, пожалуй, не единственный фактор. Спрос на новые автомобили за время пандемии просел значительно сильнее, чем на подержанные. Теперь вторичный рынок восстанавливается быстрее, что также влияет на ценообразование», — отмечает руководитель «Авито Авто» Кирилл Вотяков.

Самоизоляция подстегнула цифровизацию авторынка

Согласно результатам совместного исследования «Авито Авто» и аналитического центра «Автостат», в апреле более 80% российских дилеров подержанных автомобилей, несмотря на режим самоизоляции, работали, и продавали автомобили онлайн. Только 18% автоцентров приостановили работу. Из дилеров, продолжавших продажи в апреле, более половины предлагали покупателям общаться через мессенджеры, а к маю доля автодилеров, готовых к онлайн-общению с покупателями, выросла до 73%.

В условиях пандемии важным инструментом продаж стали фото- и видео-отчеты по автомобилям. В апреле их были готовы прислать покупателям порядка 60% дилеров, а в мае — уже 70%.

«Пандемия стала катализатором тренда на цифровизацию вторичного авторынка. Теперь у потребителей будет все больше ожиданий от онлайн-взаимодействия с продавцами. Цифровизация рынка подержанных автомобилей способствует повышению его прозрачности, благодаря, например, таким сервисам как Автотека, которая позволит проверить историю владения автомобиля, историю сервиса и гарантийных ремонтов, нахождения в залоге или факт другого обременения. В результате покупка подержанного автомобиля становится для покупателей все более простым и комфортным процессом. Рынок онлайн-инструментов для проверки истории автомобилей с пробегом стремительно развивается, и мы рады содействовать этому тренду», — отмечает Вадим Иванов, генеральный директор сервиса проверки автомобилей «Автотека».

Отечественные автомобили могут увеличить долю рынка

По итогам полугодия топ самых популярных марок и моделей вторичного рынка в России практически не изменился. Как и раньше, наиболее популярными на рынке остаются бюджетные автомобили отечественных производителей, прежде всего АвтоВАЗ. Продукция тольяттинского предприятия занимает более 27% рынка, а в десятке самых популярных моделей среди всех производителей почти все места также принадлежат «АвтоВАЗу». Самая популярная машина в России — Lada Priora, в десятку также попали Lada 2114 Samara, Lada Kalina и Lada Grantа, Lada 2110, Lada 2107 и Нива.

Данные проведенного опроса свидетельствуют о том, что в ближайшее время отечественные автомобили будут пользоваться популярностью на вторичном авторынке. 12% опрошенных, которые собирались купить иномарку, из-за пандемии изменили свои планы и намерены приобрести отечественный автомобиль, чтобы сэкономить. Этот показатель мало различается по городам и федеральным округам. Однако в Уральском ФО он превышает среднее значение по округам почти вдвое и составляет 21%.