Следи за скоростью
16+

Соитиро Хонда — основатель японской автомобильной компании

Сегодня отвлечёмся от историй создания легендарных моделей автомобилей и вновь обратимся к биографии великих людей в автомобильной промышленности.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

При всей своей любви к автомобилям, я не питаю тёплых чувств к продукции японских марок. Дело не в надёжности этих машин или в их странном внешнем виде, дело, скорее всего, в чисто японском подходе к продукции. Современные модели могут иметь сумасшедший функционал, в котором не будет чего-то, что мы привыкли видеть в европейских машинах и наоборот. Безусловно, машины из Страны Восходящего Солнца имеют потрясающий дизайн, технологичный мотор или оснащение, которое опережает время, однако на каждый плюс можно найти минус — ресурс мощного атмосферного мотора, качество исполнения красивого автомобиля, материалы отделки салона и многое другое. К чему я это? К тому, что попавшаяся случайно биография Соитиро Хонда — основателя одноимённой компании и гениального изобретателя, меня поразила.

Начнём по порядку: Соитиро Хонда родился 17 ноября 1906 года в небольшом городке Хамамацу в Японии в семье кузнеца и швеи. Отец будущего изобретателя занимался ремонтом велосипедов, которые в те годы набирали популярность в Японии. Как только мальчик немного подрос, его привлекли в качестве помощника мастера по ремонту двухколёсного транспорта на мускульной силе. В то время в Хамамацу стали появляться первые автомобили. Первым встреченным на дороге общего пользования самодвижущимся транспортом стал легендарный Ford Model T. Если верить легенде, при первой встрече мальчик долго бежал за машиной, а когда та скрылась за очередным поворотом, Хонда увидел на земле несколько капель машинного масла — будущему изобретателю так понравился его запах, что он натёр свои руки песком с машинным маслом и долго вдыхал этот запах.

В 15 лет Соитиро Хонда решил, что школа не приносит ему никаких знаний и отправился устраиваться на работу в мастерскую Art Shokai в столицу Японии Токио. Вопреки ожиданиям, мальчика ждала работа няньки для сына владельца мастерской. Весь день Хонда готовил еду, ходил следом за ребёнком и убирался там, где ему прикажут. Стоит отметить, что Art Shokai была едва ли не первой станцией технического обслуживания в Японии, а также дилером бренда Daimler. В 1923 году к несчастью практически всех жителей страны и к счастью самого Соитиро Хонды, случается крупнейшее землетрясение, в результате которого города Токио и Йокогама были практически стёрты с лица Земли. Именно здесь и начинается история изобретателя Хонда.

В те дни в Токио творился настоящий хаос — горели и рушились дома, на улицах было полно раненных, а мастерская Art Shokai продолжала свою работу. Почти все работники компании бросили свои обязанности и отправились восстанавливать свои дома. В связи с этим Юзо Сакакибара — владелец и основатель мастерской, переводит Соитиро Хонду из разряда прислуги в сан мастера и юноша тут же принимается за работу. По легенде, он буквально чувствует причину поломки каждого автомобиля, который попадает к нему в руки и быстро устраняет неисправности. Вместе с тем, глядя на сгоревшие автомобили Хонда понимает, что деревянные спицы на колёсах неплохо было бы заменить металлическими, а также придумывает метод крепления таких спиц к ободу. На это изобретение японец получает свой первый патент.

После устранения последствия катастрофы Сакакибара, увлекающийся автомобильными гонками, предлагает Хонде построить свой собственный спортивный автомобиль. Для этого компания покупает списанный авиационный 8-цилиндровый мотор, который будущий изобретатель устанавливает на шасси Miller и самостоятельно собирает остальные агрегаты. После постройки машины, Хонда садится за руль и в 1925 году завоёвывает Гран-При Японии в гонке Chairman`s Trophy. Спустя три года Соитиро возвращается в родной город с целью открыть филиал Art Shokai. Практически сразу бизнес пошёл в гору — на Хонду работало сразу 15 механиков. Ещё не остывший от гонок, молодой человек строит свой второй спорткар, на этот раз из серийных компонентов Ford. В 1936 году управляя своим болидом в одной из гонок, Соитиро попадает в аварию, после чего около трёх месяцев проводит на больничной койке. По возвращению в строй, он отказывается от своей гоночной программы и начинает думать о расширении компании.

В том же году Хонда решает заняться собственным производством. В качестве объекта была выбрана автомобильная промышленность и изготовление дефицитных в то время поршневых колец. Здесь стоит оговориться, что Соитиро всегда был практиком и терпеть не мог теоретиков. На тот момент у юноши было всего 8 классов образования и огромное количество прогулов занятий. Так вот, используя только свой опыт, Хонда попытался изготовить и закалить те самые кольца, однако у него ничего не получалось. В результате многочисленных экспериментов, будущий изобретатель приходит к выводу, что ему необходимо образование и поступает в Технологический институт города Хамамацу. Спустя несколько семестров он покидает стены своей alma mater и, основываясь на полученных знаниях, добивается желаемого — его поршневые кольца настолько прочны, что могут использоваться в двигателях внутреннего сгорания.

Как только Хонда налаживает производство продукта, он предоставляет его образцы не кому-нибудь, а самому Кииширо Тойоде! Кольца оказались настолько хороши, что Toyota выкупает 40% предприятия Соитиро и становится основным потребителем его продукции. Позже в качестве клиента была найдена авиастроительная компания Nakajima Aircraft Company, которой также поставлялись поршневые кольца. Перед Второй Мировой войной спрос на военные самолёты в Японии вырос, и Хонда решает взяться и за это дело. В то время, пропеллеры для истребителей изготавливались вручную специально обученные люди, у которых на изготовления одного винта уходило несколько дней. Тут подоспел Соитиро со своим талантом, который спроектировал станок для изготовления пропеллеров из дерева в автоматическом режиме и всего за несколько минут!

Как мы все знаем, Япония потерпела поражение во Второй Мировой войне, а её крупные города были разбомблены американцами. Многие предприятия был стёрты в пыль, однако завод Хонды пострадал не так сильно и Toyota, испытывавшая трудности с производством, предлагает Соитиро выкупить у него остатки предприятия. В результате инженер получает 450 000 йен — огромные деньги по тем временам. Часть этой суммы он тратит на немыслимое — покупает цистерну медицинского спирта и привозит её в свой дом. В течение года Соитиро Хонда пытается разработать собственный рецепт виски и саке, а между делом дегустирует свою продукцию и угощает ею любого, кто зайдёт к нему. Спустя год проб и ошибок «на огонёк» к Хонде заглядывает его друг, который приносит с собой керосиновый двигатель, служивший для зарядки полевого военного радио. История умалчивает о нюансах, но, скорее всего, «по приколу» друзья успешно устанавливают его на велосипед, в результате чего получается некий «мотопед». Через несколько дней Хонда отправляет свою жену в ближайший город на собственном изобретении и через некоторое время получает от соседей и друзей заказы на покупку такого двухколёсного транспорта.

Под это дело Хонда основывает фирму Honda Technical Research Institute и разрабатывает свой собственный двигатель внутреннего сгорания объёмом 50 кубических сантиметров и мощностью 1 л.с., после чего налаживает серийное производство своих «мотопедов», назвав их Type A. Эти изделия отличались очень высокой надёжностью, неприхотливостью и простотой в управлении. В 1948 году Институт технических исследований Хонда был переименован в привычную всем нам Honda Motor Company. Спустя год компания выпускает свой первый полноценный мотоцикл, который получил имя Dream Type D. Таким названием модель обязана одному из инженеров компании, который на испытаниях мотоцикла сказал, что это просто мечта.

К 1953 году Honda занимает около 15% мотоциклетного рынка Японии. Тем временем на конвейер встаёт новая модель — Benly J-Type — недорогой и удобный в управлении байк. В конце 1953 года в стране разразился экономический кризис. Продажи продукции начали падать, поэтому Хонде пришла в голову отличная мысль — выйти на международный рынок. А как это сделать в середине XX века? Правильно — нужно принять участие в гонках и, желательно, одержать в них победу. С этой мыслью компания Honda заявляется на старт какого-то соревнования в Бразилии, но терпит неудачу — один из гонщиков заболел и не вышел на старт, а второй занял лишь 13-е место. В 1954 году Соитиро отправляется в качестве зрителя на гонки Isle of Man Tourist Trophy — чрезвычайно популярное зрелище тех лет. Вместе с тем инженер путешествует по Европе и покупает разработки будущих конкурентов для «вскрытия» и изучения.

Одновременно с участием в различных гоночных соревнованиях, Honda наращивает производство. Если в начале 50-х годов завод собирал по 130 мотоциклов в день, то к концу десятилетия тираж достигал 1 300 единиц мототехники ежедневно! В 1958 году на свет появился Honda Super Cub — скутер, который выпускается до сих пор. Мотоциклы только оригинальной конструкции разошлись по миру тиражом в 100 миллионов экземпляров, а ведь есть ещё индийские, китайские и иные мотоциклы, выпускаемые по лицензии. Тогда для удовлетворения спроса на модель пришлось открыть отдельный завод, который стал производить до 50 000 Super Cub в месяц. Уже в 1959 году Honda выходит на рынок США. В тот же год сбылась мечта Соитиро об участии в гонках на острове Мэн — его пилот занял шестое место. Спустя два года гонщики Honda заняли первые пять мест в этом легендарном соревновании и доказали миру преимущества японских мотоциклов.

Добившись успехов на гоночном поприще, а также в мировых продажах, Хонда не собирался останавливаться. В 1962 году компания выпускает свой первый автомобиль — Honda S360. Это была компактная модель с откидным верхом, в дизайне которой прослеживались мотоциклетные мотивы. Стоит отметить, что этот образец в серию не пошёл, вместо него компания выпустила на рынок S500. В 1964 году Honda заявляется на гонки Формулы-1 со своим болидом. Как и следовало ожидать, команда не выигрывает ничего. Год спустя компания собирает новый автомобиль —Honda RA272, который приносит ей первую победу в Гран-При Мексики. Всё это время Соитиро Хонда находится во главе компании и принимает непосредственное участие во всех интересующих его проектах. Стоит сказать, что инженер имел очень вспыльчивый характер — если кто-то из его сотрудников допускал неудачу, Хонда мог запустить в него гаечным ключом.

В 1972 году миру был представлен легендарный хэтчбэк Honda Civic. Успех модели многие связывают с разразившимся нефтяным кризисом — автомобиль имел передовой мотор CVCC, который помимо своей экономичности отвечал экологическим требованиям, установленным в то время в США. Кроме того в 1973 году японские компании Nissan и Toyota начали сокращение производства машин и увеличение их стоимости. Хонда сделал всё в точности до наоборот — удвоил производство и опустил цены. В результате такого нехитрого хода, продажи конкурентов упали на 40%, а продажи Honda выросли на 76%. В 1973 году Соитиро Хонда покидает пост главы компании, но остаётся работать в ней в качестве пожизненного консультанта.

Легендарный инженер умер от болезни почек в 1991 году. Вместо себя Хонда оставил огромную компанию, производящую широкий спектр транспортных средств — от автомобилей и мотоциклов до газонокосилок. Успех начинаний инженера был обеспечен его характером и склонностью к рисковым предприятиям. Всю свою жизнь Соитиро Хонда делал ставку на людей, имеющих практический опыт, и отвергал теоретиков. В его компании любой сотрудник мог высказать своё мнение и в награду получить за это более высокую должность. К слову, пост генерального директора после ухода Хонды занял не родственник, а его коллега. Стоит ли говорить, что конкуренты Honda были вынуждены предпринимать меры по разработке новых технологий, чтобы «догнать» японцев? Уже при жизни Соитиро Хонду сравнивали с Томасом Эдисоном и Генри Фордом и называли одним из величайших изобретателей. К концу своей жизни на счету Хонды были 150 патентов и более 470 изобретений.