SSC Tuatara — потенциально самый быстрый автомобиль на планете
В 1999 году в штате Вашингтон, США появилась небольшая компания под названием Shelby SuperCars. Фирма специализировалась на проектировании и сборке спортивных машин, которые позиционируются как одни из самых быстрых на планете — иными словами, компания выпускала суперкары. Основателем марки стал, как это видно из названия, человек по фамилии Шелби, однако это не тот легендарный Кэролл Шелби, о котором мы уже упоминали в наших очерках, этого бизнесмена звали Джерод Шелби, он был просто однофамильцем.
Уже в 2004 году компании удалось представить свой первый прототип под именем SSC Aero, который оснащался 6,3-литровым мотором от Corvette, механической коробкой передач и был построен на шасси Lamborghini Diablo. Впрочем, на Diablo новый суперкар походил и внешне. Спустя три года компания модернизировала своего «монстра», добавив двигателю две турбины, в результате чего его мощность превысила 1 000 л.с. Осенью 2007 года SSC Ultimate Aero TT установил новый мировой рекорд скорости — 412 км/ч. Этот показатель продержался на первом три года — до того момента, как Bugatti Veyron Super Sport не показал скорость в 431 км/ч. После этого рекорд принадлежал Koenigsegg Agera RS, а затем Bugatti Chiron с показателем в 490 км/ч.
В 2011 году на Шанхайском автосалоне компания показала прототип своего нового суперкара под названием SSC Tuatara. В том же году автомобиль был выставлен на конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, где заслужил ряд восторженных отзывов от журналистов и посетителей. Вместе с тем небольшие изменения произошли в самой фирме — из-за одинаковых фамилий, которые стояли в названиях компаний Shelby SuperCars и Shelby America. В результате договорённости, новой фирме оставили аббревиатуру в названии, но запретили использовать её расшифровку, поэтому осталась компания SSC North America.
В прототип обещали установить V8 объёмом 6,9 литра с двумя турбинами мощностью 1 350 л.с. и механическую коробку передач, как было у модели Aero. Дизайном автомобиля, как и прежде, занимался Джейсон Кастриота, перу которого принадлежали внешний вид Ferrari 599 и прототип Saab Aero-X. Однако из-за финансовых трудностей компании никак не удавалось запустить производство модели. В 2013 году было объявлено, что фирма решила сменить мотор на 5,9-литровый, а затем никакой информации о проекте не было на протяжении ещё трёх лет. Тогда местная газета написала о том, что SSC North America получила беспроцентный кредит на развитие от государства, который должен помочь ей наладить-таки производство.
В 2016 году Джерод Шелби заявил, что сборка SSC Tuatara начнётся в конце 2016 года, а первые клиенты получат ключи от своих машин уже в 2017 году. И вновь никаких новостей о судьбе Tuatara не было. Наконец, в феврале текущего года на автошоу во Флориде посетители смогли увидеть первый серийный образец нового суперкара. От прототипов он отличался наличием габаритных огней, стоп-сигналами, поворотниками и стеклоочистителем. Дизайн кузова претерпел лишь незначительные изменения по сравнения с ранее показанными машинами.
Само по себе название Tuatara позаимствовано у аборигенов Новой Зеландии. Так они называли ящерицу с шипами на спине, которая известна во всём мире под названием гаттерия. В качестве отсылки к животному автомобиль получил два плавника в задней части, между которыми располагается активное антикрыло — похожее решение мы уже видели на Ferrari FXX-K. Кроме того, ящерица имеет уникальную ДНК, которая способна очень быстро изменяться под нужды животного — в данном случае создатели имели в виду то, как быстро они создали свой второй самый быстрый автомобиль на планете.
К слову о скорости, в движение SSC Tuatara приводится 5,9-литровым V8 с двумя турбинами мощностью 1 369 л.с. на обычном бензине и 1 774 силы на спортивном топливе E85. Этот агрегат был с нуля разработан специалистами из компании Nelson Racing Engines, которая занимается производством моторов для американского дрэг-рэйсинга. Двигатель работает в паре с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач с тремя сцеплениями от итальянской фирмы CIMA. Коробка способна переключать передачи в городском режиме за 100 мс, а в трековом — в два раза быстрее. Весь момент и мощность передаются исключительно на задние колёса автомобиля. По заявлению производителя, с места до 100 км/ч SSC Tuatara разгоняется за 2,5 секунды и имеет максимальную скорость более 480 км/ч.
Суперкар построен вокруг карбонового монокока, к которому крепятся металлические подрамники для крепления мотора и подвески, элементы которой также выполнены из карбона. Все наружные панели выполнены также из углепластика, и даже колёсные диски весом по 5,8 кг каждый сделаны из карбона. Благодаря этому масса автомобиля без водителя составляет всего 1 247 кг. Останавливают этого монстра сделанные на заказ карбон-керамические тормоза. Не стоит думать, что автомобиль, претендующий на звание «быстрейшего на планете» лишён удобств. Помимо двух кресел в салоне есть мультимедийная система, кондиционер, камера заднего вида, премиальная акустика, камеры заднего вида вместо зеркал, а также система ABS и система контроля тяги. Интерьер обшит замшей, а кресла обтянуты качественной кожей.
Особой гордостью создателей SSC Tuatara является аэродинамическая форма кузова гиперкара. Так, сообщается, что коэффициент аэродинамического сопротивления у Tuatara составляет всего 0,279. В то же время его прямые конкуренты в лице Koenigsegg Agers RS, Hennessey Venom F5 и Bugatti Chiron составляют 0,33, 0,33 и 0,36 соответственно. На это влияет активное антикрыло и адаптивная подвеска. В городском режиме клиренс составляет 10,16 см спереди и 11,43 см сзади, плюс передняя подвеска может приподниматься ещё на 4 см над поверхностью для преодоления различных неровностей. Однако в трековом режиме клиренс автоматически уменьшается до значений 7 и 8,3 см спереди и сзади.
Всего SSC North America собирается собрать 100 таких суперкаров. Стоимость каждого из них начинается с отметки в 1,6 миллиона долларов, но так как каждому клиенту при покупке предлагается каталог с опциями толщиной в 20 страниц, эта цифра может существенно вырасти. Интересно, что производитель не сообщает о количестве собранных заказов на модель и о том, сколько машин планируется собирать ежегодно. Также не известна дата нового заезда на установление рекорда скорости.