Мате Римак — Илон Маск из Хорватии
Компания Rimac Automobili была основана в 2009 году Мате Римаком — хорватским инженером боснийского происхождения. Ещё в школе Мате сконструировал и собрал перчатку, которая эмулировала клавиатуру и мышь и позволяла управлять компьютером. Позже на один из конкурсов изобретателей Римак отправил концепт зеркала заднего вида, которое не имеет «слепой зоны» и поворачивается вместе с рулём. Победив в соревновании, изобретатель запатентовал своё детище, а затем продал его одной крупной автомобильной компании, название которой до сих пор остаётся в тайне.
Ещё в 2006 году Римак приобрёл свой первый автомобиль, которым стал BMW 303i в кузове E30 1984 года выпуска. На нём изобретатель участвовал в гонках по дрифту и заездах по прямой. Все доработки мотора, трансмиссии и подвески он производил собственными руками в отцовском гараже. Стоит отметить, что в скором времени «старушка» не выдержала этих издевательств — у неё сгорел мотор прямо в одном из заездов. Разумеется, сразу после этой злополучной гонки встал вопрос о замене силового агрегата. Именно в тот момент Мате посетила мысль об электрическом моторе, которому не нужно раскручиваться до рабочих оборотов и который предоставляет весь свой потенциал при первом касании педали акселератора.
Первая версия электрокара вышла из строя на первых же гонках. Собрав остатки силового агрегата, Римак с друзьями заперся в гараже и продолжил движение навстречу светлому электрическому будущему. Спустя пару лет и десятка заездов его BMW установила сразу несколько рекордов ассоциации FIA, а также попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый динамичный на тот момент электромобиль. Проект получил название Green Monster. Он оснащался 600-сильным электродвигателем, который выдавал 900 Нм крутящего момента, мог разгоняться с места до 100 км/ч за 3,3 секунды и имел максимальную скорость в 280 км/ч. В тот момент, когда Мате осознал, что в его BMW мало чего осталось от оригинальной машины, ему в голову пришла мысль о создании нового электрокара с нуля.
Так появился проект первого электрического гиперкара Rimac Concept One. Разумеется, для воплощения такого проекта в жизнь необходимы средства и сторонняя помощь. Деньги Римак находил при помощи продажи патентов на свои изобретения, кредитов и помощи друзей и родственников. Однако однажды ему позвонил человек, представился секретарём шейха из Арабских Эмиратов и спросил у Мате, сколько денег ему нужно на создание двух электрических суперкаров. В итоге, свежеобразованная хорватская компания получила деньги на разработку и создание своего первого электромобиля. Параллельно с этим Римак забронировал стенд на Франкфуртском автосалоне, тем самым установив себе и своим сотрудникам жёсткое ограничение по времени на создание модели. В некоторых источниках сообщается, что работы над созданием первого Rimac Concept One велись днём и ночью, а в прокладке электрики принимала участие даже секретарь Римака.
В 2011 году на Франкфуртском автосалоне был представлен первый экземпляр электрического гиперкара Rimac Concept One от никому не известной хорватской компании. Автомобиль привлёк к себе массу внимания как со стороны прессы и посетителей, так и со стороны других крупных игроков автомобильного рынка Европы. Как писали профильные издания, внешне Concept One походил на смесь классического Ford GT40, Ferrari и автомобиля из фантастических фильмов. В движение новинка приводилась четырьмя асинхронными электромоторами с суммарной мощностью в 1 088 л.с. и 1 600 Нм крутящего момента. Благодаря этому суперкар массой 1 850 килограммов с места до 100 км/ч разгонялся за 2,8 секунды и имел максимальную скорость в 305 км/ч. От одного заряда автомобиль мог проехать до 600 километров.
Однако свою популярность Rimac Concept One приобрёл благодаря одной аварии — именно пилотируя эту модель знаменитый телеведущий Ричард Хаммонд сломал себе колено. Тогда при подъёме на холм машина вылетела с трассы и загорелась. Журналист успел выбраться наружу, но повредил колено, а электрокар полностью сгорел. Отметим, что в день аварии на модель поступило сразу три заказа от клиентов. Помимо этого в активе Concept One имеет второе место в подъёме на Пайкс Пик, звание самого быстрого электромобиля в мире в 2013 году и очная победа над Bugatti Veyron. При тираже в 88 машин было продано всего 8 экземпляров модели. Позже Rimac представили усовершенствованную версию электрокара — Concept S, которая оснащалась 1 384-сильной силовой установкой и могла разгоняться с места до 100 км/ч за 2,5 секунды. Максимальная скорость автомобиля достигала 365 км/ч.
Уже в 2018 году на Женевском автосалоне был показан второй суперкар марки — Rimac Concept Two. Новинка оснащалась четырьмя электромоторами общей мощностью в 1 914 л.с. Это позволяет автомобиля ускоряться с места до 100 км/ч всего за 1,85 секунды, что на 0,05 секунды быстрее электрического родстера Tesla Roadster. Максимальная скорость электрокара при этом составляет 415 км/ч. Благодаря использованию батарей собственного производства, суперкар имеет запас хода в 650 километров и быструю зарядку. При использовании мощного зарядного устройства с нуля до 80% аккумулятор автомобиля можно зарядить за 30 минут. В отличие от предшественника, Concept Two построен вокруг карбонового монокока, что делает модель несколько легче и проще в управлении. Кроме того, автомобиль оснастили большим количеством воздухозаборников для охлаждения агрегатов и системой активной аэродинамики.
Rimac Concept One предлагается клиентам марки по цене от 850 000 евро. Как уже было упомянуто выше, модель разошлась совсем небольшим тиражом в 8 экземпляров. Concept Two, суды по всему, более успешен — сообщается о десятках заказов на автомобиль. Стоимость второго гиперкара марки начинается с отметки в 1 800 000 евро.