Следи за скоростью
16+

Jaguar XJ220 — самый дорогой автомобиль Jaguar

С этим автомобилем произошла удивительная история — при всём его техническом оснащении он не стал бестселлером марки по ряду.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

Отвлечёмся немного от современных гиперкаров, которые с лёгкостью преодолевают отметку в 500 км/ч на спидометре и вернёмся во времена, когда у автопроизводителей не стоял выбор перед бензиновой, гибридной или полностью электрической силовой установкой, а за плечами каждой крупной компании стояла гоночная команда со своими инженерами. Jaguar XJ220 был создан во внеурочное время несколькими инженерами Jaguar в так называемом «субботнем клубе». Среди энтузиастов был и технический директор компании — Джон Рэндл, которому и принадлежала идея создать суперкар.

В 1988 году тот самый «субботний клуб» представил концепт нового суперкара, который по задумке создателей был очень технологичным. Предполагалось, что в движение среднемоторный автомобиль будет приводиться 520-сильный 6,2-литровым атмосферным мотором, который будет работать в паре с 5-ступенчатой механикой. Весь момент передавался бы на все четыре колеса. Задняя ось была подруливающей, предполагалось наличие дисковых тормозов с ABS и адаптивная подвеска. Всё это устанавливалось в алюминиевый несущий кузов и обладало бы отличной аэродинамикой. Кроме того, инженеры стремились сделать именно дорожный автомобиль — со всеми удобствами в салоне. Весь этот технологический проект оценили в смешные 360 000 фунтов стерлингов. Проект так понравился фанатам марки, что под их давлением руководство Jaguar согласилось запустить автомобиль в серию. В первые же месяцы после официального старта разработки компания собрала полторы тысячи предзаказов, каждый из которых подтверждался суммой в 50 000 фунтов стерлингов.

В 1991 году на Токийском автосалоне миру представили первый серийный образец суперкара от Jaguar. Однако с ним было не всё в порядке. В частности, автомобиль лишился своего гоночного V12, его место занял 3,5-литровый V6 с двумя турбинами, который был даже мощнее первоначального силового агрегата — он выдавал 542 л.с. и 642 Нм крутящего момента. Кроме того, суперкар лишился полноуправляемого шасси, антиблокировочной системы, системы полного привода, адаптивной подвески и дверей гильотинного типа. «Вишенкой на торте» стала значительно подросшая цена модели — вместо 360 000 фунтов за него стали просить 403 000 фунтов стерлингов. Вместе с тем серийный Jaguar XJ220 «похудел» на 200 килограммов и стал короче на 20 см. С новым мотором автомобиль разгонялся с места до 100 км/ч за 3,9 секунды и имел максимальную скорость в 347 км/ч. Это сделало новинку самым быстрым серийным автомобилем.

Позже специалисты из компании TWR выпустили ограниченную серию трековых автомобилей, которые с места до 100 км/ч разгонялись всего за 3,3 секунды. Напомним, что такие показатели автомобиль выдавал в начале 90-х годов прошлого столетия. Как уже говорилось выше, Jaguar XJ220 задумывался как гражданский суперкар, поэтому инженеры оснастили серийный автомобиль электрическими стеклоподъёмниками, электроприводом зеркал и сидений, кондиционером, аудиосистемой с CD-проигрывателем, а также сигнализацию и иммобилайзер. В качестве отсылки к гоночным корням машина получила лишь огнетушитель. Вместе с тем из-за удешевления сборки Jaguar XJ220 получил не самое лучшее качество исполнения элементов, отсутствие усилителя руля, тугие педали и отсутствие всяческих вспомогательных систем — даже ABS стали устанавливать лишь в 1992 году.

В 1994 году производство Jaguar XJ220 было прекращено. Всего за три года существования на конвейере автомобиль был выпущен тиражом в 281 экземпляр. Помните, в начале статьи мы говорили о полутора тысячах предзаказов? Так, вот большая часть из них была возвращена клиентам из-за того, что руководство марки предполагало выпустить всего 350 таких машин, а часть денег забрали сами клиенты, недовольные тем, что у них «отобрали» 6,2-литровый мотор. Кроме того, по пути от концепта в серию машина потеряла часть инноваций в виде полноуправляемого шасси и полного привода, а также стала дороже почти на 50 000 фунтов стерлингов. Стерпеть такое могли только истинные фанаты британской марки.

Вместе с тем компанию Jaguar можно немного оправдать. Тяжёлый V12 был заменён на мощный и компактный V6 с двумя турбинами по одной простой причине — компания Bridgestone, которая получила заказа на производство шин для XJ220, сообщила коллегам, что не в состоянии выпустить такие покрышки, которые выдержали бы почти двухтонный суперкар на скоростях выше 300 км/ч. Кроме того, при первых недовольствах клиентов, родственная компания TWR подсуетилась и выпустила ограниченный тираж автомобилей XJR15, которые имели внешний вид в стиле гоночных автомобилей Jaguar в Ле-Мане и тот самый вожделенный V12 под капотом. Разумеется, у этой модели тоже были недостатки в виде 450 л.с. мощности и стоимости около одного миллиона долларов. Однако свою роль этот спорткар в судьбе Jaguar XJ220 всё же сыграл.