Следи за скоростью
16+

Эксперт подсчитал расходы на владение электромобилями в России в 2021 году

Многие мировые аналитики и автоэксперты уже не раз оценивали и сравнивали стоимость владения автомобилем с ДВС и электрокара. Тоже самое делалось и для российского рынка, но мнения о целесообразности перехода на экологичные автомобили до сих пор расходятся.
Автор: Никита Новиков, редактор

В Норвегии, где с помощью всевозможных льгот и возможности бесплатной зарядки электромобилей добились 50‑процентной доли продаж «электричек», но постепенно отменили почти все льготы — не прошло и десятка лет. У нас скорее можно ожидать, что льгот не будет с самого начала, так что даже и мелкие послабления — уже неплохо. Впрочем, их все равно уравновесят утильсбором, повысив его персонально для электромобилей: с 2022 года эта сумма составит 360 тыс. рублей, с 2028 — уже 600 тыс. рублей.

Главным недостатком была и останется долгая зарядка. Если в среднем автовладелец проезжает до 2 тыс. км в месяц, то ему достаточно лишь 3-4 раза посетить АЗС для заправки машины на традиционном ДВС. Зато, по мнению экспертов, электромобили придется заряжать практически каждый день. Полная зарядка от бытовой сети в идеальных условиях занимает около 8–10 часов, то есть большую часть ночи. При нынешних показателях в российских электросетях это может занять дольше времени. Станции скоростной зарядки, как правило, располагаются неудобно, далеко от офиса и жилья. В продвинутой Калифорнии лишь треть электровладельцев пользуется скоростной зарядкой. Она к тому же не очень-то и быстрая. Для наполнения батареи на 80% требуется до 1 часа.

Дальние поездки на электрокаре по стране в будущем, конечно же, станут реальными. Обещают как минимум одну станцию быстрой зарядки на 100 км федеральной магистрали. Тут, правда, мы подобрались к главному - оплате электроэнергии и расходам на проезд. В среднем на 100 км пути машина с ДВС тратит около 8 л топлива, литр АИ‑95 стоит около 50 рублей. Получаем 400 рублей на небольшой отрезок.

Тариф на электроэнергию в Москве — 5,92 руб­лей за 1 кВт. Двухставочный — 6,81 (с 7 до 23 часов) и 2,48 ночью. Сколько положат для официальных зарядных станций, неизвестно, но если заряжаться от бытовой сети в дневное время, то заправка батареи в 60 кВт/ч для Tesla Model 3 обойдется в 408 рублей. Запас хода — около 300 км, то есть 100 км пробега стоят 135 рублей. В 3 раза меньше, чем на бензине. А если по ночному тарифу, то в 5. А если в регионах - то в 7-10 раз дешевле.

Сам электромотор надежен и живет долго, хотя и в нем есть подшипники. А вот что будет напрягать часто — редуктор, передающий момент на колеса. Все трущиеся детали сконцентрированы в нем, так что замена масла неизбежна. Интервал — 30–40 тыс. км. Нагрузок элементам редуктора добавляет система рекуперации, работающая при торможении. Благодаря ей внимания потребуют тормозная система — при работе в ленивом режиме они склонны закисать, хотя колодки и диски при этом изнашиваются меньше.

Еще одна группа повышенного риска — силовые контакты. Часто выходят из строя у владельцев, обожающих мощные ускорения. Регулярны сбои и отказы «мозгов», но они естественны и для современных машин с ДВС, где электроники тоже много.

Наконец, подобрались к главному — тяговой батарее. Стоимость новой батареи для массового электромобиля Nissan Leaf в разных странах существен­но различается, находясь в диапазоне от 4 до 8 тыс. долларов (емкость от 24 до 40 кВт/ч). В переводе на наши условия и валюту, базовая для Leaf «тридцатка» обойдется в 400–450 тыс. рублей. Неприлично дорого, но всё же меньше четверти цены нового автомобиля. Однако для подержанного в возрасте 8–10 лет действительно выйдет «полмашины».

Ожидания паникеров, что батареи массово помирают после двух-трех лет эксплуатации, опровергнуты практикой. При механическом повреждении замена часто неминуема, но случай этот редкий.

Емкость батареи с годами постепенно снижается, но в большинстве случаев к 100 тыс/ км пробега она проседает на 2–5%, а падение в 20–30% достигается через 8–10 лет. При этом батареи остаются рабочими, просто запас хода уменьшается на эти 20–30%. Есть долгожители, выдержавшие 300–350 тыс/ км.

У электромобиля Nissan Leaf стандартная батарея имеет емкость 30 кВт/ч, запас хода 200–250 км, затраты на 100 км даже меньше 135 рублей. Сегодня у нас его продают новым только под заказ и просят от 40 тысяч евро, это порядка 3,5 млн рублей. Разница в цене с бензиновым Kia Rio — 2,4 млн.

Но главное, что отметили эксперты, Москва — не Ницца, а по сути — чемпион мира по пробкам. И входит в список городов, где планируют усиленно насаждать электротягу. Дорожные заторы непредсказуемы: стандартный маршрут иногда занимает час, а иногда — три. Велик риск разрядить батарею, а вставший электромобиль усугубит пробку. Доля электромобилей в 15% в состоянии парализовать весь город и все подъезды к нему, особенно зимой.

Согласно новым исследованиям, владение электромобилем обходится дешевле в течение всей жизни. Даже с учетом иногда высокой начальной стоимости покупки электрических моделей они более рентабельны, чем их бензиновые аналоги в долгосрочной перспективе, но разница невелика.

Средняя общая стоимость покупки нового электромобиля в 2020 году и эксплуатация его чуть менее 14 лет - средняя продолжительность жизни автомобиля - была рассчитана в размере почти 4,7 млн рублей. То же самое с бензиновым двигателем обойдется в 4,8 млн рублей.

Если учитывать дополнительные расходы, в том числе заправку/перезарядку, страховку, дорожный налог, расходы на проезд и обслуживание – то для электрокара ежегодно это составит рассчитываются по 155, 6 тыс. рублей в год, что на 21 процент меньше, чем вы заплатили бы за эквивалентную бензиновую модель (197 тыс. рублей).

Данные, полученные от Direct Line Group и основанные на сравнении пяти моделей электромобилей и их бензиновых аналогов, доступных для покупки новых в 2020 году, также показывают, что годовые акцизы на транспортные средства, транспортные расходы и расходы на обслуживание в среднем на 49 процентов ниже у электромобилей, чем они для аналогичных бензиновых моделей.

Зарядка электромобиля на 58 процентов дешевле, чем заправка бензинового автомобиля, но одной из областей, где бензиновые модели, как правило, дешевле, являются расходы на страхование, поскольку электромобили обходятся на 25 процентов дороже.