Daimler отмечает 100-летие звезды Mercedes-Benz

Сегодня, 5 ноября исполняется 100 лет культовому значку, легко узнаваемому на расстоянии. Издание speedme.ru расскажет, как и почему Mercedes-Benz безраздельно господствует на постоянно меняющемся рынке.
Автор: Юлия Иванчик, редактор

В этом году в номинации «Лучшие мировые бренды» Mercedes-Benz занял 8-е место. Наравне с McDonald’s и Coca-Cola, судьи оценили стоимость бренда в 50,8 миллиарда долларов. Между тем то, что начиналось как печатка в виде звезды на значке радиатора, имеет скромное происхождение.

Готлиб Даймлер был немецким изобретателем, целью которого было создание небольших надежных двигателей. Работая над проектом для Николауса Отто в 1870-х годах, он понял, что путь к успеху — это быть его собственным начальником. Он отправил жене открытку с эскизом трехконечной звезды и написал, что «однажды эта звезда засияет над нашими победоносными заводами».

К началу 1880-х годов он и его друг Вильгельм Майбах усовершенствовали небольшой топливный двигатель, который можно было дросселировать. Daimler-Motoren-Gesellschaft была зарегистрирована в 1883 году как «Daimler Motor Company» в Каннштатте. Бензиновые двигатели Maybach использовались для двигателей для лодок, дирижаблей, автомобилей и небольших заводов, причем все подразделения были объединены звездой.

Самым крупным их покупателем был богатый дипломат по имени Эмиль Еллинек. Он был недоволен другими ранними автомобилями, поскольку их двигатели и кузова были всего лишь прототипами. «Мне не нужна машина сегодня или завтра, это будет машина послезавтра». Влюбившись в творения Даймлера, он разместил заказ на 36 автомобилей в 1900 году, назвал их в честь своей дочери Мерседес, и они мгновенно стали хитом среди аристократии.

«Mercedes» — это испанский термин, обозначающий находку, и на удачу он написал имя своей дочери на всех своих гоночных автомобилях Daimler. Успехи на трассе быстро превзошли другие продукты DMG, поэтому в 1902 году они приняли имя Мерседес для всей линейки продуктов DMG.

Его амбиции заключались в том, чтобы продать «лучшее или ничего», поэтому он поручил Daimler построить двигатель мощностью 35 лошадиных сил, который будет установлен на Maybach. Результатом стал Mercedes 35HP, который имел среднюю скорость 51,3 км/ч во время гонки из Ниццы в Ла-Тюрби в 1901 году и побил предыдущий рекорд 31,2 км/ч, что побудило Французский автомобильный клуб заявить: «Мы вступили в эру Mercedes». Став неотъемлемой частью всех автомобилей Mercedes к 1910 году, бренд и звезда стали неразделимы.

Между тем, их самым большим соперником был Карл Бенц. Его Benz Patent-Motorwagen стал известен после того, как его жена Берта решила испытать его. Узнав, что ее родители заболели, она решила использовать этот непроверенный проект во время первой в мире поездки на дальние расстояния в 1888 году. Во время своего 105-километрового приключения она остановливалась в аптеках за топливом, и они стали первыми в мире заправочными станциями. А еще она изобрела тормозные колодки, заставив сапожника прибить жесткую кожу к тормозным колодкам автомобиля. Чтобы отличить эти автомобили от более мелких «самозванцев», на радиаторе появился лавровый венок.

Старик Даймлер скончался в 1900 году, но его сыновья вместе с Майбахом продолжили строительство двигателей для дирижаблей Zeppelin и первого практического бензинового лодочного мотора. Часто лицензии на эти конструкции выдавались заказчику, например Daimler Motor Company Limited в Англии. Основанная в 1896 году, английская марка (Coventry Daimler) была продана компании Jaguar в 1960 году, которая сохранила Daimler как английский семейный автомобиль среднего уровня. Но это уже другая история.

Самым американским примером изобретательности DMG стало сотрудничество с немецко-американским производителем фортепиано. Steinway and Sons использовали свой опыт в деревообработке, чтобы построить несколько американских образцов на своем заводе в Нью-Йорке, сделав DMG известной во всем мире. Чтобы закрепить права на свой бренд Mercedes, 5 ноября 1921 года на звезду был подан патент. Звезда Mercedes и венок Benz были символами крупнейших автопроизводителей (и самых больших соперников) в начале XX-го века.

После Первой мировой войны оба автопроизводителя сильно пострадали в результате инфляции. Германия была вынуждена выплатить репарации союзникам, и это привело к ужасной экономической депрессии. Под давлением федерального правительства и правительства штатов Benz объединился с DMG в 1926 году. Daimler останется холдинговой компанией для всех активов бренда и впоследствии станет одним из крупнейших конгломератов в мире. Звезда Daimler была включена в венок Mercedes, а остальное уже история.