Выпуск «универсальных автомобильных компонентов» в РФ начнется не ранее 2023 года
После этого Drom отправил в Минпромторг соответствующий запрос и получили от пресс-службы следующий ответ: «Вопрос о членстве России в ВТО находится в сфере ведения Министерства экономического развития России. Вопрос об отмене утилизационного сбора сегодня не стоит на повестке дня Минпромторга России».
Позиция Минпромторга по поводу утилизационного сбора позже подтвердилась через сведения, переданные неким источником, «знакомым с предложениями министерства», агентству «Интерфакс». Согласно этим данным, в рамках мер поддержки автопрома Минпромторг в ближайшее время предложит правительству РФ направить 30 млрд рублей на реализацию программы «производства универсальных автомобильных компонентов». Искомую сумму Минпромторг намерен аккумулировать как раз из средств, полученных от уплаты утилизационного сбора.
Отметим, что на официальных ресурсах Минпромторга пока никаких сведений по этой программе нет. Вероятно, в самое ближайшее время министерство опубликует соответствующий проект постановления правительства РФ на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Более того, никто из опрошенных нами сотрудников автомобильных представительств не слышал о такой программе, в этом смысле прогнозировать ее содержание можно лишь в общих чертах. Предположим, что она будет направлена на формирование единой компонентной базы для автомобилей зарубежных производителей, выпускаемых в России, как в части так называемых расходников, к примеру, тормозных дисков и тормозных колодок, так и массовых несложных узлов, таких как шарниры равных угловых скоростей, приводные валы и пр.
Между тем первые субсидии по этой программе могут быть сформированы и переданы адресатам не ранее начала 2023 года. Дело в том, что в рамках мер поддержки автопрома уплату утильсбора за машины, выпущенные в РФ в 2022 году, еще в начале марта перенесли на последнюю декаду декабря 2022-го. При этом сумма, на которую Минпромторг может рассчитывать, — это не весь собранный утильсбор, а лишь его некомпенсируемая часть, и она будет весьма скромна. Дело в том, что все модели Lada, Renault, УАЗ достигают целевого уровня локализации 2022 года, он составляет 2000 баллов. Более того, по многим массовым моделям, скажем, по Hyundai Solaris и Kia Rio с мотором 1.6, набирающим 1997 баллов, «утиль» компенсируется почти полностью. Что же касается импорта, за счет которого можно было бы аккумулировать искомые 30 млрд, то он практически встал, как и сборка низколокализованных моделей Nissan и Toyota.
Программу по выпуску универсальных компонентов может спасти тот факт, что между декабрьской уплатой утиля производителями и компенсацией выплат через субсидии проходит обычно до нескольких месяцев, однако по истечении этого срока Минпромторг будет обязан где-то изыскать средства на компенсацию. Спрашивается: где? Будем печатать наши «деревянные» и разгонять инфляцию? Можно было бы рассчитывать на утиль за импортную спецтехнику, но и там через завышение мощности силовых установок (при сертификации в РФ) научились резко сокращать сбор.
Одним из вариантов поддержки программы могло бы стать распространение на нее Специальных инвестиционных контрактов (СПИК) — хоть в формате «1.0», хоть в формате «2.0», однако, судя по всему, даже в Минпромторге понимают: для того чтобы быстро наладить выпуск универсальных компонентов, нужны большие инвестиции в виде живых денег, а не в виде льгот. Короче говоря, перспективы реализации этой программы пока представляются крайне туманными.
Кстати, если Минпромторг опубликует проект постановления с перенаправлением уплаченного утильсбора на реализацию программы по выпуску универсальных компонентов, это будет едва ли не первый случай, когда власти официально признают, что утиль идет куда угодно, но только не на утилизацию автомобилей.