Автомобиль с каким двигателем выбрать: назвали главные достоинства разных силовых установок
Каждый автолюбитель, который планирует приобрести автомобиль, задается вопросом: «Какой двигатель лучше: дизельный или бензиновый?». Однозначный ответ найти сложно, поскольку выбор конкретного силового агрегата зависит от многих факторов: типа кузова авто, его назначения, особенностей местности, где машина будет эксплуатироваться и многого другого. Во всех этих нюансах редакция издания SPEEDME.RU попуталась разобраться с мотористом Алексеем Степанцовым.
«У моторов любого типа есть свои преимущества и недостатки, поэтому отнеситесь к выбору серьезно, ведь именно от двигателя зависит расход топлива транспортного средства, его динамика и другие важные характеристики, — заявил нам в интервью моторист.
Принцип работы моторов
И дизельные, и бензиновые силовые агрегаты относятся к двигателям внутреннего сгорания. В бензиновом двигателе топливовоздушная смесь формируется во впускном коллекторе, то есть за пределами цилиндра. В конце такта сжатия происходит перемешивание паров бензина и воздуха. Эта гомогенная смесь равномерно распределяется по объему. Результатом сжатия становится повышение температуры смеси до 500 градусов по Цельсию — этот показатель ниже, чем температура воспламенения бензина. Искру дают свечи зажигания — смесь загорается.
В цилиндре дизельного мотора сжимается только воздух под давлением 30–50 бар. В результате сжатия температура воздуха повышается до 900 градусов по Цельсию. В это же время в камере сгорания перед верхней мертвой точкой поршня распыляется дизельное топливо. Мелкие капли жидкости испаряются, образуется топливовоздушная смесь, которую называют гетерогенной — она самовоспламеняется и сгорает.
КПД двигателя и мощность
Сгорание рабочей смеси в дизельном моторе более эффективно. Это возможно за счет высокой степени сжатия: 20 единиц у дизеля против 10 единиц у бензина. КПД дизельного мотора на 40% выше, а расход топлива на 20% меньше. Бензиновый агрегат характеризуется большей мощностью.
Шум
Из-за высокого давления при сгорании топлива дизельные моторы создают больше шума и вибраций, но ситуацию спасает качественная шумоизоляция авто.
Выхлопы
Более экологичными считаются дизельные версии ДВС, ведь они оснащаются сажевым фильтром, что минимизирует воздействие на окружающую среду.
Безопасность
Разница между дизельным и бензиновым топливом состоит в следующем: дизель испаряется медленнее, что снижает вероятность возгорания. Кроме того, в дизельных агрегатах система зажигания не используется.
Эксплуатация
Теоретически дизельный двигатель более долговечен за счет жесткого и прочного блока цилиндров, коленчатого вала, элементов цилиндропоршневой группы, головки блока цилиндров. Однако эта характеристика напрямую зависит от качества дизельного топлива. С этой точки зрения бензиновый агрегат менее прихотлив и более устойчив к топливу низкого качества.
Дизельный двигатель, в отличие от своего бензинового аналога, не приемлет низкие температуры. Уже при минус 15 градусов по Цельсию летняя солярка густеет и перестает проходить через топливный фильтр, в результате чего авто отказывается заводиться. Однако проблема имеет простое решение — использование специальных сортов топлива или установка современных отопительных систем. Кроме того, дизельные двигатели долго прогреваются из-за мощной конструкции агрегата, которая должна выдерживать большое давление, поэтому тепло в салоне станет лишь спустя 10–15 минут интенсивного движения. Если Вы живете в местности, где сильные морозы не редки, отдайте предпочтение бензиновой установке.
Кроме того, дизель не боится воды, поскольку электричество в таких моторах используется только для запуска. Именно поэтому дизельными агрегатами оснащают внедорожники и кроссоверы.
Обслуживание
Владельцам машин с дизельными моторами приходится чаще менять фильтры и масла и проверять компрессию в цилиндрах. Подобные агрегаты отличаются сложной конструкцией, поэтому специалисты автосервиса смогут устранить не каждую поломку. Ремонт дизельного двигателя, как правило, обходится дороже.
Дизель требует больших капиталовложений, но только если говорить о краткосрочной перспективе. Если Вы покупаете авто надолго (от 5 лет) и планируете проезжать минимум 20 тысяч километров в год, то благодаря низкому расходу топлива дизель сэкономит деньги.
Стоимость
Дизель обходится дороже бензина, однако учтите, что и обслуживание такого мотора потребует больших капиталовложений.
К плюсам бензиновых моторов можно отнести:
- Низкий уровень шума
- Высокая мощность
- Возможность работать на высоких оборотах без последствий для мотора
- «Устойчивость» к некачественному топливу
- Доступность запасных частей
- Дешевизна обслуживания
- Способность хорошо переносить низкие температуры
Из минусов мы выделим:
- Больший расход топлива
- Меньшая долговечность
- Возможность достичь максимальной мощности в небольшом диапазоне оборотов
Дизельные двигатели также обладают рядом преимуществ:
- Экономичность
- Невысокая стоимость топлива
- Отсутствие системы зажигания
- Высокий крутящий момент
- Долговечность
- Экологичность
- Возможность контакта с водой
Но есть и недостатки:
- Большая масса
- Меньшая мощность
- Чувствительность к некачественному топливу
- Низкая морозоустойчивость
- Дороговизна обслуживания
- Невозможность ремонта в большинстве случаев
Каждый автолюбитель ответит на эти вопросы самостоятельно исходя из своих приоритетов — мощность или экономичность, низкая или высокая морозоустойчивость и др. Идеальный мотор — это агрегат, объединяющий преимущества дизельного и бензинового двигателей.