Рассказали, как вылучить масложор и снизить расход топлива в старом моторе
В любом ДВС неизбежно образуются нагар, являющийся твердым углеродистым соединением, оседающим на различных деталях. Со временем его образуется так много, что он способен буквально остановить работу мотора. Зачастую он образуется вследствии использования некачественного масла и топлива, а скапливается на поршнях, их канавках и маслоотводных каналах, поршневых кольцах, верхней части камеры сгорания и клапанах.
На количество образующегося нагара влияют как конструктивные, так и эксплуатационные факторы. Например, у моторов с непосредственным впрыском топлива активнее «зарастают» впускные клапаны, потому что нагар с них не смывается бензином, как в двигателях с распределённым впрыском.
Чаще всего отложения образуются из-за частых, но коротких поездок или же постоянной эксплуатации машин в пробках. При каждом холодном запуске ЭБУ управления заставляет мотор работать на переобогащённой смеси, которая не сгорает полностью. А низкие обороты и короткое время поездки не позволяют углеродистым отложениям «выгорать», то есть удаляться из мотора естественным образом.
Зачастую многие автомобилисты пользуются так называемой раскоксовкой, которая иногда позволяет отсрочить капремонт двигателя. Некоторые специалисты рекомендуют делать раскоксовку двигателя, даже когда у того нет выраженных признаков проблем с нагаром — профилактически, каждые 40–60 тыс. км. Но это, конечно, радикальный метод.
Задуматься о раскоксовке точно стоит в том случае, если у автомобиля с пробегом 100–150 тыс. км заметно вырос расход масла. Сильный угар можно заметить не только при периодической проверке уровня щупом, но и по внешним признакам: сизому дыму из выхлопной трубы, на внутренней поверхности патрубка которой может быть много сажи.
Понять, поможет ли двигателю раскоксовка или же его придётся перебирать, можно только после диагностики. Помимо замеров компрессии, желательно включить в неё эндоскопию камеры сгорания — осмотр стенок цилиндров, клапанов и днища поршня миниатюрной камерой. Глубокие задиры цилиндров раскоксовкой уже не вылечить.
У наддувных агрегатов также следует проверить турбину — следы подтекания масла, состояние её вала, лопаток и корпуса. При их серьёзном износе в цилиндры неизбежно будет попадать лишнее масло, активно коксующееся под действием высоких температур.
Раскоксовка — это воздействие на отложения специальной химией. И лучше использовать для этого безопасные специализированные составы, а не пользоваться «дедовскими способами» вроде керосина или Димексида.
В магазинах на сегодняшний день очень широкий перечень различной химии. Каждый содержит различные комбинации растворителей, предназначенных для борьбы с нагаром: ацетоны, этиленгликоль, сольвенты, эфиры и многое другое. Какой именно состав выбрать — дело субъективного доверия к его производителю. Однако ещё выбор зависит от способа раскоксовки, для которого подходят те или иные препараты.
Главные отличия основных способов раскоксовки заключаются в пути доставки составов к деталям, которым требуется очистка. Самый эффективный способ очистки мотора, прежде всего колец, — заливка составов в цилиндры через свечные колодцы. Так очищаются днище поршня, его канавки, масляный дренаж, все поршневые кольца, верхняя часть камеры сгорания и тарелки клапанов с плоскостями их прилегания. Чтобы дать отложениям раствориться, такие составы выдерживаются в цилиндрах продолжительное время, а после процедуры желательно сразу поменять масло, разбавленное просочившимся через поршневые кольца очистителем.
Другой способ раскоксовки двигателя — добавление специальной присадки в масло. Оно вместе с добавкой циркулирует некоторое время по мотору. Этот способ актуален, когда стоит задача очистить саму масляную систему. Его также называют «мягкая раскоксовка двигателя», потому что химия воздействует на отложения долгое время. После того, как очиститель отработает положенное время, необходимо заменить моторное масло и фильтр.
Еще один способ раскоксовки ДВС — через впуск: очиститель добавляется в топливо. Этот способ наиболее эффективен для очистки стержней впускных клапанов на двигателях с непосредственным впрыском, а также самих топливных форсунок и камеры сгорания. Однако для очистки поршневых колец такой метод подходит меньше всего. Зато после этой процедуры не требуется срочная замена масла.