Собственные чипы и зарядки для электромобилей каждые 60 км: ЕС разработала новые правила
В новых правилах, утвержденных Европейским союзом, акцент сделан на экологически чистые автомобили (даже на топливных элементов), в попытке ускорить переход мобильности и преодолеть разрыв с Азией. Так, в ЕС утвердили изменения регламента Dafi о заправочных станциях на альтернативных видах топлива, положения об устойчивости аккумуляторов и Европейского закона о чипах. Давайте посмотрим, что нового.
Начиная с пунктов зарядки электромобилей, Европарламент дает «зеленый свет» новому Dafi, который просит государства-члены к 2026 году установить зарядные станции мощностью не менее 400 кВт каждые 60 км на основных дорогах. При этом план увеличивается до 600 кВт в 2028 году.
Но Брюссель и Страсбург также думают о грузовиках и автобусах с обязательством создавать зарядные станции каждые 120 км в течение следующих 5 лет. Однако мощности выше: 1 400 кВт или 2 800 кВт, в зависимости от маршрута. Кроме того, есть водородные хабы: цель Европы — к 2031 году иметь хотя бы один каждые 200 км.
Совет ЕС окончательно утверждает положение о батареях электромобилей, включая скутеры и электрические велосипеды. Он будет регулировать весь срок службы аккумуляторов, от производства до повторного использования и переработки, с целью сделать их безопасными, устойчивыми и конкурентоспособными.
Прежде всего, это требования к маркировке и информации, как на батареях, так и на переработанных материалах, а также электронный паспорт с QR-кодом, который изначально должен быть введен в действие в 2026 году. Однако срок QR-кода переносится на 2027 год.
Затем мы переходим к переработке аккумуляторов и сырья с очень строгими минимальными стандартами. Когда дело доходит до аккумуляторов для электромобилей, Европа призывает к объему в 51% и 61% к 2028 и 2031 годам соответственно.
50% и 80% лития должно извлекаться к 2027 и 2031 годам; 90% и 95% кобальта, меди, свинца и никеля будут извлекаться из старых батарей к 2027 и 2031 годам; 16% кобальта, 85% свинца и 6% лития и никеля в качестве минимального переработанного содержания для повторного использования в новых продуктах в течение 13 лет после вступления в силу регламента.
«Целевой показатель эффективности переработки никель-кадмиевых батарей установлен на уровне 80% к концу 2025 года и 50% к концу 2025 года для других отработанных батарей», — говорится в записке ЕС.
И последнее, но не менее важное: Европейский закон о чипах, который готовится ко второму и окончательному чтению в Совете ЕС, прежде чем получит окончательное «да».
Законодательство было создано, чтобы сделать Европу менее зависимой от азиатских поставок чипов, создав «благоприятную среду для инвестиций» и «ускорив процедуры авторизации». Среди предложений ЕС есть центры компетенций для «привлечения новых талантов в области исследований, проектирования и производства» и, прежде всего, механизмы реагирования на кризис.
В случае новой «нехватки чипов», такой как постпандемическая, Европейская комиссия сможет активировать чрезвычайные меры, отдавая приоритет поставкам определенных материалов и осуществляя совместные закупки между государствами-членами.