Следи за скоростью
16+

АВТОВАЗ и УАЗ столкнулись с неожиданной конкуренцией в России

© A. Krivonosov
Российские и китайские автопроизводители поделили рынок
Автор: Никита Новиков, редактор

Эксперты «Открытия Авто» провели анализ результатов продаж в августе 2023 года. В соответствии с данными AEB, за последний месяц лета было продано 111,3 тысячи легковых авто и LCV. Лидером рынка, как обычно, остался АвтоВАЗ, и впервые за последние два года компания реализовала более 33 тысяч автомобилей в месяц. Лучшей среди иностранных марок осталась Chery, которая продала более 12 тысяч автомобилей. Доля всех российских автопроизводителей, включая «Москвич», Sollers и Evolute, снизилась и составила около 41%, тогда как доля «китайских» брендов превысила 50% рынка. В итогах III квартала ожидается, что общее число новых проданных автомобилей превысит 700 тысяч единиц.

Неожиданно, несмотря на негативный новостной фон, который включает в себя увеличение ставок утилизационного сбора, проблемы с комплектующими АвтоВАЗа, прекращение поставок через Грузию и новые ограничительные таможенные меры со стороны Японии, в августе не наблюдалось значительного отрицательного влияния на объемы продаж новых автомобилей. Вместо этого, кажется, что все эти факторы стали мотивирующими для многих клиентов, создавая срочную потребность в покупке. Сделки продолжались в рамках рынка, где продавцы диктовали свои условия.

Сегмент авторитейла был поделен в основном между пятью китайскими и тремя российскими брендами, охватывая почти три четверти рынка. Остальные более чем десять автомобильных «фамилий», представленных официальными дистрибьюторами, столкнулись с низким спросом.

Автогигант АвтоВАЗ реализовал в августе 33,3 тысячи новых автомобилей, что почти на четыре тысячи больше, чем в июле, и это лучший результат за последние два года. В общей сложности, более чем за восемь месяцев марка продала 206,3 тысячи новых машин. Среди седанов и универсалов, Lada Vesta продолжает быть популярным выбором, совершив 6 657 сделок в августе. Однако это все равно вдвое меньше, чем марка продавала до 2022 года. За восемь месяцев было продано 17,1 тысяч обновленных Lada Vesta. Продажи Lada Granta немного снизились с 17 170 в июле до 16 785 в августе. Разнообразие цветов и комплектаций модели оставляет желать лучшего, и цена продолжает увеличиваться.

Семейство Lada Niva показало хорошие результаты в августе, особенно модель Lada Niva Travel, которую выбрали 5 399 клиентов, что является лучшим результатом за последние три года. Трехдверная модель Lada Niva Legend также продавалась хорошо и нашла 4 057 покупателей.

Завод «Москвич» начал сборку второй модели, лифтбека «Москвич 6», который в текущем году нашел популярность среди таксистов. Имея российский бренд, этот автомобиль может ожидать успеха. В настоящее время на учет поставлено меньше 6,5 тысячи единиц из произведенных 26 тысяч.

ГАЗ (32,2 тысячи за 8 месяцев) и УАЗ (20,8 тысячи) также имеют высокий спрос как у частных лиц, так и в народном хозяйстве и силовых ведомствах. Однако другие российские бренды, такие как Sollers (3,8 тысячи автомобилей за январь-август) и Evolute (1,2 тысячи машин), пока остаются менее популярными и догоняют лидеров.

Несмотря на успехи отечественных автопроизводителей, доля всех российских марок, включая «Москвич», Sollers и Evolute, снизилась в августе и составила около 41%, тогда как доля «китайских» брендов превысила 50% рынка. При этом всего пять китайских брендов (Changan, Chery, Geely, Haval и Omoda) занимают почти 80% рынка автомобилей из Китая. Среди иностранных брендов Chery продолжает лидировать и второй месяц подряд продает более 12 тысяч автомобилей.

«Август показал, что относительно июля у дилеров начали падать объемы кредитных сделок. В некоторых салонах снижение в этом сегменте достигло 15%. Центральный Банк РФ дал понять, что в сентябре ставка рефинансирования не будет снижаться и может быть даже поднята. Поддержать рынок в этих условиях сможет прежде всего расширение возможностей для еще более активного роста продаж автомобилей, собираемых в нашей стране. Из „иностранцев“ это только Haval. К концу III квартала марка наверняка реализует более 70 тысяч кроссоверов, а по итогам года поставит рекорд — в 100 с лишним тысяч новых автомобилей. Из российских марок роль основной скрипки оркестра по-прежнему будет играть АвтоВАЗ. За оставшиеся четыре месяца ему необходимо выпустить и продать порядка 195 тысяч машин. Nак или иначе, общий объем продаж новых автомобилей всех марок, включая те, которые завозятся по параллельному импорту, по итогам трех кварталов превысит 700 тысяч штук. Это уже больше того, что было реализовано в нашей стране за весь прошлый год», — заявила Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто».