Следи за скоростью
16+

Это вам не газ: что потеряла Япония из-за ограничений на экспорт автомобилей в РФ

© A. Krivonosov
Ограничения экспорта авто с пробегом в Россию ударили по японскому рынку
Автор: Диана Дегтярева, редактор

Вступивший в действие запрет на продажу подержанных автомобилей в Россию оказал существенное воздействие на японский автомобильный рынок, считают специалисты Reuters. Страна потеряла доступ к рынку, который мог принести до двух миллиардов долларов годовой выручки. Эта ситуация стала результатом первых месяцев действия запрета.

В начале августа 2023 года правительство Японии запретило экспорт всех автомобилей в Россию, за исключением малолитражных моделей. Этот шаг привел к закрытию прибыльного канала продаж подержанных автомобилей Toyota, Honda и Nissan через брокеров и небольшие порты. Токио объявило, что этот запрет был введен по примеру других крупных стран.

Однако данное решение сказалось на ценах на рынке подержанных автомобилей внутри Японии. На протяжении нескольких десятилетий Япония являлась крупнейшим экспортером подержанных автомобилей, благодаря внутренним структурам ценообразования, которые делали покупку новых автомобилей в стране более привлекательной, чем покупка б/у машин.

Традиционным рынком сбыта для японских подержанных автомобилей была Россия, которая приобретала более четверти японского экспорта. Средняя цена ввозимых японских автомобилей (которая увеличилась в связи с укреплением рубля) достигала отметки 8 тысяч долларов.

С начала 2023 года в Россию было доставлено более 150 тысяч японских подержанных автомобилей. При продолжении данного тренда суммарная стоимость импорта могла бы достичь двух миллиардов долларов.

В результате введенного запрета японские компании, ориентированные исключительно на российский импорт, потеряли 70% своего бизнеса. Те компании, которые успели переключиться на другие регионы для поставок (Новая Зеландия, Юго-Восточная Азия и юг Африки), также понесли убытки, которые составили от 20% до 50% их оборота.

Внутренний рынок также оказался на грани: предложение значительно увеличилось, и цены снизились. Это ситуация оказалась выгодной для компаний, специализирующихся на переработке автомобилей, особенно аккумуляторных батарей электромобилей и гибридов, экспорт которых полностью запрещен в Россию.