Автомобили в России превращаются в недвижимость
Санкции против России усложняют использование и обслуживание современных автомобилей, таких как Volvo, Mercedes-Benz, Audi, BMW, Jaguar Land Rover, Volkswagen, Lexus. Их гарантия перестала действовать, а провести компьютерную диагностику невозможно. Более того, есть риск удаленной блокировки рабочих систем автомобилей со стороны производителей. Эксперты рассказали, как быть российским автомобилистам.
Редакция Autonews.ru отправила запросы в пресс-службы Volvo и других автомобильных компаний, но ответа пока не получила. Однако еще летом 2023 года в Nissan на аналогичный вопрос ответили, что ответственность перед российскими клиентами по брендам Nissan и Infiniti передана АвтоВАЗу.
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов и член правления независимого Союза автосервисов России Илья Плисов заявили, что подобные отключения начались еще в 2022 году, проблема известна давно и в последние недели «ничего сверхъестественного не происходило». При этом проблема в большей степени затронула премиальный сегмент, в котором больше электронной составляющей.
Речь идет об отключении от глобальных онлайн-сервисов услуг и приложений. Клиентские сервисы, которые позволяют владельцу удаленно управлять машиной, уже не работают у большинства владельцев автомобилей ушедших марок. Некоторые были отключены удаленно, другие стало невозможно оплатить через российскую банковскую систему.
Официальные дилеры и автосервисы пострадали сильнее. В некоторых случаях сервисное оборудование полностью пришло в негодность — диагностические приборы не подключаются к глобальным сервисам автопроизводителей в режиме реального времени. Зафиксированы случаи, когда при подключении ПО просто удаленно стиралось. В результате большинство проблем с автомобилем стали нерешаемы.
Куда большей проблемой является то, что теоретически производитель может просто заблокировать автомобиль. Секрет таится в ключах, в которых производителем зашит электронный код. В случае потери ключа такой код теперь нельзя «зашить» в дубликат.
По словам Плисова, у бюджетных марок автомобилей сделать дубликаты ключей проще. Сложнее обстоит дело с машинами премиум-класса. Уже известны случаи вывоза автомобилей из РФ, временной постановки на учет в другой стране, изготовления ключей у местных автодилеров и последующего возвращения на родину.
Жигалов при этом советует думать радикально. Дело в том, что гарантия на европейские и японские автомобили, проданные до 2022 года, постепенно заканчивается, а достать для них запчасти весьма проблематично. Вице-президент РОАД советует заменить их на автомобили тех марок, которые продаются в нашей стране официально.
Плисов же утверждает, что Россия — уникальная страна, где автопроизводитель при выходе на рынок не обязан открывать доступ к своим каталогам запчастей и обеспечивать возможность постгарантийного обслуживания силами независимых СТО. Поэтому без запчастей и сервиса может остаться любой покупатель автомобиля в принципе.