Следи за скоростью
16+

Автомобили Chery, Haval и Geely в Россию будут поставлять лишь избранные: что это значит для россиян

© A. Krivonosov
Эксперты оценили запрет на ввоз автомобилей Haval и Chery по параллельному импорту
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

С 1 октября 2023 года в России вступил в силу запрет на ввоз автомобилей по параллельному импорту для тех марок, которые имеют официальное представительство в стране и не замораживают свою деятельность. Соответствующее постановление правительства было опубликовано позднее на официальном портале правовых актов. Это решение вызвало вопросы у дилеров и экспертов, касающиеся автомобилей, которых оно затронет, а также влияния на так называемые «серые» поставки и цены.

Причина отмены параллельного импорта автомобилей связана с тем, что ранее в России было введено разрешение на ввоз автомобилей всех марок без необходимости получения официального разрешения от производителей. Это решение принималось с целью содействия насыщению рынка новыми автомобилями, доступ к которым был ограничен из-за временной «заморозки» деятельности большинства автопроизводителей в стране.

Согласно этому решению, в перечень марок, доступных для ввоза по параллельному импорту, входили такие бренды, как Acura, MAN, Aston Martin, Maserati, Audi, Maybach, Bentley, Mercedes-Benz, BMW, MINI, Bugatti, Mitsubishi, Chrysler, Porsche, Ferrari, Renault, Lamborghini, Tesla, Land Rover, Toyota, Lexus, Volkswagen, Linсoln, Volvo и другие.

Однако, в последствии дилеры начали использовать эту возможность и для ввоза автомобилей из Китая, при условии оформления необходимых документов и сертификатов для юридических лиц. Также некоторые автосалоны предпочли работать с так называемым альтернативным импортом, который позволял им приобретать и оформлять автомобили для физических лиц в упрощенном порядке, избегая затрат на дорогостоящую документацию.

Согласно решению правительства, льгота по ввозу автомобилей по параллельному импорту должна была действовать только до 1 октября 2023 года. С этой даты, юридические лица, включая дилеров и частных перевозчиков, смогут ввозить автомобили официальных брендов, представленных в России, только как полноправные дистрибьюторы с разрешением от официального импортера и соответствующим пакетом документов. В то же время частные лица смогут продолжать ввозить отдельные экземпляры автомобилей, как это делалось и ранее.

Согласно официальным данным, в России работают в том числе следующие автобренды:

  • Chery
  • Changan
  • Exceed
  • Geely
  • Haval
  • JAC
  • Jetour
  • Omoda
  • FAW
  • Tank
  • Great Wall
  • Kaiyi
  • Dongfeng
  • Voyah
  • GAC.

С начала октября 2023 года в России вступил в силу запрет на параллельный импорт автомобилей, произведенных брендами, которые официально присутствуют на российском рынке и не приостановили свою деятельность в стране. Согласно постановлению правительства, автомобили таких брендов могут эксплуатироваться на территории ЕАЭС и России только после сертификации в соответствии с техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств». Это означает, что упрощенный параллельный импорт автомобилей относительно этих брендов более недоступен.

Однако, ввоз автомобилей по упрощенной схеме остается возможным для марок, которые завершили свою деятельность в России. Кроме того, льготы применяются к электромобилям и гибридным автомобилям иностранных брендов, и это правило будет действовать до 1 февраля 2024 года. В эту категорию включаются такие модели, как Voyah Free EVR, Voyah Dream, Chery Tiggo 8 Pro e+ и ряд других от брендов Lixiang, AITO и Skywell.

В связи с этими изменениями возникли вопросы о том, какие именно бренды прекратили свою деятельность в России. Независимый аналитик Сергей Бургазлиев отметил, что бренды, такие как Toyota и BMW, не полностью прекратили свою деятельность в России, поскольку у них все еще существуют российские юридические структуры, занимающиеся обслуживанием и поставкой запасных частей для автомобилей. Они могут продолжать работать и оформлять импорт автомобилей в Россию.

Дилеры вряд ли будут продолжать импорт неофициальных автомобилей через юридические лица, поскольку им это теперь запрещено. Однако они могут продолжать ввозить отдельные модели на «физических лиц» в соответствии с новыми правилами. Ожидается, что изменения в ценах на автомобили европейских и японских марок будут зависеть в основном от курса рубля, и если курс останется стабильным, то цены останутся в текущих диапазонах.

В случае с ввозимыми по параллельному импорту автомобилями, по словам представителя дилерского сообщества, на их стоимость в России напрямую влияет только курс рубля.

В свою очередь, директор департамента параллельного импорта ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Владимир Желобов добавил, что на стоимость автомобилей, поставленных по параллельному импорту, основное влияние оказывают два фактора — курс валют и дополнительные налоги и сборы. По его мнению, поправки в правила ввоза автомобилей от 1 октября на стоимости не отразятся.