Следи за скоростью
16+

Китай хорошенько встряхнет индустрию электромобилей и аккумуляторов

© A. Krivonosov
Reuters: Китай ограничит поставки графита с 1 декабря 2023 года
Автор: Юлия Иванчик, редактор

Азиатский гигант реагирует на последние движения в США и Европе введением ограничений на экспорт ключевого материала при производстве литиевых батарей для электромобилей — графита. Речь, в частности, идет о синтетическом графите высокой чистоты, природном чешуйчатом графите и его производных, имеющих жизненно важное значение мирового автопрома. Таким способом страна стремится укрепить свое доминирование в секторе электрифицированного автомобилестроения.

На этой неделе Северная Америка расширила ограничения на доступ китайских компаний к полупроводникам, включая продажу чипов искусственного интеллекта (ИИ) производства NVIDIA. Со своей стороны, Европа рассматривает вопрос о введении пошлин на электромобили, производимые в Китае, поскольку считают, что они получают выгоду от субсидий, которые делают их несправедливо преобладающими над производителями со Старого Континента.

В настоящее время Китай является ведущим производителем и экспортером графита в мире. Мало того, он также очищает 90% указанного материала. С некоторых пор Азиатская страна выполнила обязательства по получению разрешений на экспорт и сейчас ужесточает ограничения, которые коснутся основных стран-получателей указанного графита: США, Индии, Японии, Южной Кореи и, конечно же, нескольких стран Европы. С 1 декабря этим странам необходимо будет запрашивать разрешение на отгрузку высококачественного синтетического графита, а также природного чешуйчатого графита и продуктов его переработки.

По мнению китайских властей, эта мера не направлена ​​против какой-либо конкретной страны, но призвана «гарантировать безопасность и стабильность глобальной цепочки поставок и производственной цепочки, а также способствует лучшей защите национальной безопасности и интересов».

Эта новая ситуация принесет пользу китайской аэрокосмической промышленности, а также производителям электромобилей и аккумуляторов. В свою очередь, временный контроль был отменен в отношении пяти типов графита низкой чистоты, обычно используемых в основных отраслях промышленности, таких как металлургическая или химическая промышленность.

Как только эта мера была объявлена, акции китайских производителей электромобилей и аккумуляторов на фондовом рынке выросли. Не зря это ограничение гарантирует поставки такого сложного и ограниченного материала, как графит, который и без того рискует стать дефицитным.

Графит — не единственное ограничение, введенное Китаем в последнее время. Значительное влияние оказали ограничения, связанные с некоторыми металлами, используемыми при производстве чипов, такими как галлий и германий, что привело к росту цен за пределами страны.

В случае графита, в отличие от предыдущих ограничений, они не являются полным запретом. Цена на природный чешуйчатый графит за этот год снизилась на 25,5%, достигнув на этой неделе 3 950 юаней за метрическую тонну. Это падение объясняется снижением спроса в секторе электромобилей.

Однако ожидается, что цены на графит в будущем вырастут из-за дисбаланса спроса и предложения, в том числе из-за перебоев в поставках со стороны России, которая до конфликтов в регионе была основным поставщиком графита. Кроме того, Китай в последние годы сократил добычу природного графита, чтобы защитить окружающую среду, и увеличил производство синтетического графита с 2021 года. В настоящее время синтетический графит составляет 70% производства КНР в этом секторе.