Следи за скоростью
16+

Европейские автопроизводители оказались в тисках китайской конкуренции

© zeekr.eu
Китайские производители электромобилей задают новые стандарты цен в Европе
Автор: Юлия Иванчик, редактор

Европейские автопроизводители и их поставщики, уже ощущающие финансовое напряжение, сталкиваются с тяжелым годом, стремясь сократить затраты на производство электромобилей. Они пытаются противостоять китайским конкурентам, предлагающим более дешевые модели на рынке ЕС. Вопрос о том, как далеко могут зайти европейские автопроизводители в сокращении расходов у поставщиков, которые уже начали увольнение работников и столкнулись с проблемами цепочек поставок во время пандемии, остается открытым.

На автосалоне в Женеве, который возвращается после четырехлетнего перерыва, будет явно видно различие между традиционными европейскими автопроизводителями и более ориентированными на электромобили китайскими фирмами. Основные события запланированы только для Renault из Франции и китайских SAIC и BYD, которые нацеливаются на европейский рынок.

Renault представит свой электрический R5, а бренд MG от SAIC покажет гибридный M3. Тем временем седан Seal от BYD претендует на звание Автомобиля года. В случае победы он станет первой китайской моделью, получившей эту престижную награду.

В отличие от европейских автопроизводителей, зависящих от внешних поставщиков, китайские конкуренты высоко интегрированы вертикально, производя почти все внутри компании и снижая затраты. Это позволяет им предлагать более низкие цены по сравнению с европейскими аналогами. Например, в Великобритании электрический хэтчбек Dolphin от BYD стоит около 25 490 фунтов стерлингов (примерно 3 миллиона рублей), что на 27% дешевле, чем аналогичная модель ID.3 от Volkswagen.

Стремление конкурировать с такими брендами может серьезно угрожать прибыльности европейских автопроизводителей, поскольку возможности для сокращения затрат у внешних поставщиков ограничены, считает Ник Паркер из консалтинговой фирмы AlixPartners. Задача усложняется медленным переходом к электромобилям, оставляя традиционных производителей с их двойными цепочками поставок. Данные этой недели показали, что продажи полностью электрических автомобилей в ЕС в январе упали на 42,3% по сравнению с декабрем.

Renault и Stellantis подчеркивают свои усилия по сокращению затрат на электромобили, в то время как Mercedes снизил ожидания по спросу на EV и заявил о планах обновления своего традиционного модельного ряда на следующее десятилетие. Генеральный директор Stellantis Карлос Таварес призвал поставщиков разделить бремя сокращения затрат, учитывая, что 85% затрат на EV приходится на закупаемые материалы.

Многие традиционные поставщики уже ощущают давление сокращения затрат: Forvia, Continental и Bosch недавно объявили о предстоящих увольнениях. Теперь эксперты отрасли предупреждают, что, хотя крупные поставщики с хорошей капитализацией могут адаптироваться к новой реальности, многие малые компании находятся на грани выживания.

Таким образом, европейским автопроизводителям предстоит тонкий баланс между сокращением затрат для конкуренции с китайскими брендами и избеганием чрезмерного давления на своих поставщиков. По словам Филиппа Нотхарда из Cox Automotive, автопроизводителям может даже придется выходить на помощь борющимся с трудностями поставщикам.