Прощай, Tesla? Toyota готовит супербатареи для новых электромобилей
Toyota усиливает контроль над производством батарей в преддверии нового витка развития электромобилей. Компания ужесточает контроль за критически важным производством батарей, готовясь к наращиванию производства электромобилей следующего поколения в Японии для мирового экспорта. Toyota сделает следующий шаг, выкупив доли давнего партнера Panasonic для полного владения их совместным предприятием по производству батарей Primearth EV Energy Co (PEVE), которому уже 28 лет. Этот шаг становится особенно актуальным, поскольку PEVE, один из первых поставщиков батарей для гибридных автомобилей Toyota, включая Prius, готовится начать производство батарей для полностью электрических транспортных средств в Японии.
Toyota традиционно предпочитает тесный контроль, если не полное управление производством ключевых компонентов. Полное включение PEVE в структуру компании обеспечивает большую гибкость в принятии решений об уровнях производства, стоимости и технологии батарей.
С 2026 года предприятие начнет производство батарей для электромобилей на новом заводе в батарейном хабе в Косаи в префектуре Сидзуока, между Нагоей и Токио. Новый завод батарей Arai, четвертый по счету для PEVE, откроется в этом году. Сначала он будет производить батареи для гибридных автомобилей, а затем добавит батареи для подзаряжаемых гибридов и BEV.
Находящийся в городе Косаи, PEVE уже имеет два завода на местном батарейном комплексе — предприятия Омори и Сакайдзюку. Другой завод компании в Японии находится в префектуре Мияги, к северу от Токио. У PEVE есть два филиалы по производству батарей в Китае.
За годы Toyota уменьшила долю Panasonic в PEVE. В 2006 году доли поменялись местами, и Toyota стала владеть 60 процентами, а Panasonic — 40 процентами в компании. Четыре года спустя Toyota снова увеличила свою долю до нынешнего уровня в 80,5 процента, оставив остальное Panasonic.
В настоящее время Toyota получает гибридные батареи от PEVE и от японских поставщиков Toyota Industries и Prime Planet Energy & Solutions (PPES), которое является еще одним совместным предприятием Toyota-Panasonic. Toyota владеет 51 процентом PPES, Panasonic — 49 процентами.
В настоящее время Toyota нуждается только в ограниченном количестве батарей большей емкости для своих электромобилей. Автопроизводитель продал 104 018 BEV по всему миру в прошлом году, по сравнению с 24 466 в 2022 году. В США, где Toyota предлагает всего два полностью электрических автомобиля, ее продажи BEV составили всего 14 715 в 2023 году. В качестве контраста, Tesla поставила 1,8 миллиона автомобилей по всему миру в прошлом году.
В то же время продажи стандартных гибридов Toyota выросли на 31 процент до 3,42 миллиона автомобилей в 2023 году. Они составили 33 процента от общемировых поставок, по сравнению с 27 процентами в 2022 году.
Но скоро Toyota действительно увеличит производство BEV. Компания планирует продавать 1,5 миллиона BEV по всему миру в 2026 году на пути к готовности продавать 3,5 миллиона в год к 2030 году. Руководители заявили, что около 1,7 миллиона из этих 3,5 миллиона BEV в конце десятилетия будут электромобилями следующего поколения, обладающими передовыми технологиями.
Toyota уже строит свой первый завод по производству батарей в Северной Каролине для установки в новые BEV, которые в конечном итоге будут производиться в Северной Америке, включая его огромный завод в Джорджтауне, штат Кентукки. В октябре Toyota более чем удвоила свои инвестиции в завод по производству батарей в Северной Каролине, добавив еще 8 миллиардов долларов для увеличения количества производственных линий батарей до 10. Эти линии будут предназначены для электромобилей и подзаряжаемых гибридов, значительно расширяя планируемую производственную мощность более чем до 30 гигаватт-часов в год. Еще четыре линии строятся для обслуживания гибридных автомобилей.
Для обеспечения новой волны электрокаров Toyota представила пять новых батарей, которые появятся к концу десятилетия. Первой станет литий-ионная АКБ следующего поколения, которая удвоит запас хода текущей батареи, используемой в сегодняшнем электрическом кроссовере Toyota bZ4X. Новая батарея обеспечит запас хода до 1 тыс. км и будет стоить на 20 процентов дешевле текущих батарей Toyota. Первая литий-ионная батарея следующего поколения появится в 2026 году.
Затем появится биполярная литий-железо-фосфатная батарея, которая поступит в продажу примерно в 2026 или 2027 году. Биполярные батареи увеличивают плотность за счет объединения анодных и катодных выводов в один и тот же токосъемник. Аноды и катоды обычно имеют свои собственные токосъемники. Эта батарея увеличит запас хода электрокаров на 20 процентов по сравнению с сегодняшней батареей в bZ4X, снизив ее стоимость на 40 процентов благодаря использованию менее дорогой химии железо-фосфата. После этого Toyota планирует никелевую биполярную батарею, которая появится на рынке примерно в 2027-2028 годах. Эта батарея увеличит прибавит еще 10 процентов к запасу хода и будет стоить на 10 процентов дешевле. В то же время Toyota также планирует две твердотельные батареи на вторую половину десятилетия. Первая из двух появится примерно в 2027-2028 годах.