Китайские производители электрокаров не зарабатывают на россиянах: сколько теряют компании за каждый авто
На саммите партнеров 2024 года в Китае президент Ассоциации котируемых компаний Китая Сун Чжипинг заявил, что единственные производители автомобилей, зарабатывающие на машинах на новой энергии, — это BYD и Li Auto.
Сун отметил, что электромобили переворачивают привычные представления об автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Многие производители вынуждены производить как традиционные, так и электрические транспортные средства, однако большинство крупных заводов не получают прибыль от продажи электромобилей.
«Но если вы не делаете электрокары, у вас не будет будущего. Это дилемма инноватора», — подчеркнул он.
Li Auto и BYD были выделены как единственные компании, прибыльные в отрасли автомобилей на новых источниках энергии. В 2023 году общий доход Li Auto составил 123,85 миллиарда юаней (17 миллиардов долларов США), что на 173,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Компания заработала чистую прибыль в размере 11,81 миллиарда юаней (1,6 миллиарда долларов США).
Однако не все так хорошо у других крупных игроков на рынке. У компании Nio доход в 2023 году вырос на 12,9%, достигнув 55,6 миллиарда юаней (7,6 миллиарда долларов США), однако убытки возросли еще сильнее, составив 20,72 миллиарда юаней (2,85 миллиарда долларов США). В среднем убыток с каждого автомобиля составил 100 000 юаней (13 750 долларов США).
Компания Xpeng также столкнулась с увеличением убытков в 2023 году, несмотря на увеличение объема продаж. Выручка составила 30,68 миллиарда юаней (4,2 миллиарда долларов США), однако чистый убыток составил 10,38 миллиарда юаней (1,4 миллиарда долларов США).
Многие китайские производители автомобилей стараются завоевать рыночные доли быстрее, чем получать прибыль от продажи своих машин. Для производителей, которые также собирают автомобили с двигателями внутреннего сгорания, убытки от этого сектора могут быть компенсированы за счет продаж традиционных транспортных средств. Для новых стартапов, которые специализируются только на электромобилях, ситуация сложнее, так как у них нет такого источника прибыли.
Согласно GlobalData, в 2023 году на китайском рынке действовало 150 автомобильных брендов, из которых 97 были китайскими и 43 — совместными предприятиями. В 2023 году коэффициент использования производственных мощностей составил 59%, однако существуют значительные различия между производителями. У BYD коэффициент использования составляет около 80%, в то время как у Tesla — 92%. Однако многие иностранные автопроизводители показывают плохие результаты; у Hyundai коэффициент использования составляет всего 23%.