Искусственный интеллект в автомобиле: помощник или излишняя опция?


Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев заявил, что через 5-7 лет беспилотные автомобили будут широко использоваться на российских дорогах. По его словам, внедрение таких автомобилей в больших городах — это вопрос зрелости технологий.
«Еще много вопросов по безопасности, социальному восприятию. Думаю, что технологии уже готовы», — отметил Щадаев.
Массовое производство беспилотных авто невозможно без использования технологий искусственного интеллекта, которые стремительно развиваются. Однако восприятие ИИ в автомобилях пока остается проблематичным.
2024 год ознаменовался выходом на рынок моделей со степенью автономности L3, где система автопилота способна автономно решать большинство дорожных ситуаций, требуя вмешательства человека лишь в экстренных случаях. L3 уже внедряют в свои автомобили такие производители, как BMW, Mercedes-Benz и BYD. Крупные компании активно тестируют технологии L3 и готовы к их внедрению.
Однако использование автомобилей с автопилотом L3 затруднено недостаточным развитием инфраструктуры и недоработками в законодательстве. Тем не менее, опыт успешного преодоления этих сложностей уже имеется: в Гуаньчжоу роботакси работают на площади 800 квадратных километра, что сопоставимо с площадью Москвы.
Главная проблема заключается в восприятии. Исследования показывают, что около половины автовладельцев не готовы к покупке автомобиля с искусственным интеллектом. Это неудивительно — людям нужно время, чтобы убедиться в полезности и надежности автоматизированных систем, которые частично снимают с человека функции управления.
Процесс принятия новых технологий всегда идет медленно. Например, ABS была изобретена в 1966 году, но впервые появилась в списке опций Mercedes S-Class только через 12 лет, а стала обязательной для всех европейских авто лишь в 2004 году. Круиз-контроль, запатентованный в 1945 году, начал применяться на автомобилях только в 50-х годах. Автоматическая трансмиссия появилась в 1939 году, но в России АКПП стала популярнее механической коробки передач лишь в 2016 году.
«Процесс адаптации к ИИ неизбежен, но быстрые темпы его внедрения вызывают у многих сложности с адаптацией», — отметили в пресс-служба ГК «Автодом».
Последние два года премиальные модели, вышедшие на рынок, обладали степенью автономности L2, снимающей с водителя необходимость ускоряться или тормозить. Некоторые модели, такие как SERES AITO M5 и M7, оснащены интеллектуальной системой вождения HUAWEI ADS 2.0 и имеют уровень L2.5, очень близкий к L3.
Благодаря интеллектуальной системе, включающей лазерный локатор, десятки камер и радаров, автомобили с уровнем L2.5 обеспечивают полностью автоматизированные поездки на большие расстояния. Алгоритмы HUAWEI ADS 2.0 позволяют автопилоту искать парковочное место и совершать автоматическую парковку. Многие производители включают такие возможности в базовую комплектацию.
Для человека, настороженно относящегося к ИИ, непросто заплатить внушительную сумму за автомобиль с функциями, которые он опасается использовать. Возникает вопрос: нужно ли ему, чтобы авто само искало место для парковки, тормозило перед внезапным препятствием и двигалось по трассе без его участия?
Чтобы автовладельцы могли оценить все преимущества современных технологий, появляются новые сервисы. Как рассказал операционный директор ГК Автодом Игорь Трофимов, клиенты компании могут воспользоваться специальной услугой. Сервис «АВТОДОМ Подписка» позволяет потенциальному владельцу получить автомобиль с L2.5 на год без приобретения его в собственность. По итогам использования сервиса клиент сам решает, насколько оправдано для него приобретение авто с ИИ.
Миф о том, что ИИ лишает автомобилистов удовольствия от вождения, разбивается о реальность: искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи в поездке. Если автовладелец захочет снова взять управление на себя, он всегда может отключить ИИ.