Следи за скоростью
16+

Уникальный ИЖ-13 «Старт» вспомнили в Сети

Советские инженеры в свое время были не хуже нынешних китайских специалистов — они «клонировали» все, что пользовалось успехом в Европе. Не стала исключением и данная модель.
Автор: Наумкин Борис, главный редактор

ИЖ-13 «Старт» — перспективный переднеприводный автомобиль с кузовом «хэтчбэк», разработанный и построенный на Ижевском машиностроительном заводе на рубеже 60- и 70-х годов. Имел прогрессивную конструкцию и очень современный дизайн, в отличие от купленной в Италии конструкции заднеприводного автомобиля Fiat-124, которая легла в основу ВАЗ-2101.

Идея массового советского автомобиля, созданного по образцу лучшей зарубежной модели занимала умы нового советского руководства с самого момента прихода его к власти после свержения Хрущева. Страстными сторонниками массовой автомобилизации были и новый генсек Брежнев, и новый предсовмина Косыгин. Одним из кандидатов был Fiat-124, ставший впоследствии советской «копейкой». Но был и еще один кандидат. В 1965 году, за год до Fiat, на авторынке Европы появился автомобиль Renault 16, тут же завоевавший титул автомобиля года.

На этом переднеприводном автомобиле был впервые опробован кузов «хэтчбек», то есть, кузов с укороченным задним свесом и дверью в задней стенке, называвшийся у нас в те времена словом «комби». Такие автомобили были более практичны для владельца по сравнению с универсалами, при этом по грузоподъемности и, в особенности, удобству погрузки и выгрузки багажа превосходили традиционные седаны. Понравился этот автомобиль не только европейцам, но и руководству Ижевского автозавода, и оно решило подарить стране советский вариант «комби».

К разработке переднеприводного автомобиля на Ижмаше приступили в 1968 году — менее чем через 2 года после того, как 12 декабря 1966 года в Ижевске началась сборка «Москвича-408». Группой, занимающейся модернизацией мотора, руководил начальник бюро двигателей Шевченко. Трансмиссию переделывали конструкторы Кондрашкин, Резник, Баженов, Радченко. Уже на проектной стадии стало понятно, что практически по всем основным параметрам ИЖ-13 превосходил как выпускавшийся в Ижевске серийный «Москвич-412», так и выбранный для производства в СССР Fiat 124.

Новый автомобиль, разрабатывавшийся под индексом «ИЖ-13», решили назвать «Стартом». Автомобиль имел практичный кузов «пятидверный хетчбэк» со вполне современным для тех лет и самобытным дизайном спортивного вида. Он был построен по переднеприводной схеме с продольным размещением мотора. Капот у автомобиля был «аллигаторного» типа — петли его крепились не со стороны радиатора, а со стороны лобового стекла, то есть, открывался не как у «Жигулей» или «Москвича», а как у «Волги».

Длина автомобиля при 2432-миллиметровой колесной базе составляла 4 045 мм. Ширина равнялась 1 677 мм, что было на 127 мм шире тогдашнего «Москвича» и на 66 мм шире будущих «Жигулей». Высота же осталась равной москвичевской — 1 480 мм.

1,478-литровый двигатель с более совершенным карбюратором типа SOLEX и четырехступенчатая коробка передач были позаимствованы у серийного «Москвича-412». В стандартном варианте мотор развивал 75 л.с., но учитывая большой резерв форсировки, ижевские конструкторы внесли в него ряд модернизаций, что позволило довести мощность двигателя до 95 л.с. В результате 896-килограммовый автомобиль стал разгоняться до 100 км/ч за 12 секунд, а максимальная скорость составила 165 км/ч.

Двигатель отличался крайне необычным размещением: к задней части коробки передач крепился оборачивающий редуктор, через который поток крутящего момента передавался при помощи короткого карданного вала на расположенную под блоком цилиндров двигателя главную передачу — для ее размещения мотор пришлось сместить относительно продольной оси автомобиля вправо и наклонить на 45 градусов.

Несмотря на такую несколько странную компоновку, автомобиль оказался вполне работоспособен и имел высокую степень унификации с уже выпускающимися моделями, что позволило бы быстро освоить его в серийном производстве. Шасси также имело прогрессивную конструкцию — и передняя, и задняя подвески были выполнены независимыми.

Тем не менее, директор Ижевского завода Белобородов и министр оборонной промышленности Зверев пытались убедить Совет министров в перспективности переднеприводного автомобиля, а также в необходимости активного сотрудничества с фирмой Renault для улучшения технологии производства и увеличения его объема до 300 тыс. автомобилей в год. Однако у руководства страны были другие планы. В серийное производство ИЖ-13 запущен не был из-за мощного противодействия Министерства автомобильной промышленности, которое в то время считало, что переднеприводные легковые автомобили не перспективны для СССР. Два народных автомобиля одновременно советская экономика просто бы не потянула.