Следи за скоростью
16+

Как пандемия COVID-19 повлияла на стоимость автомобилей

В этом материале мы попробуем разобраться, почему стоимость новых автомобилей в последние годы выросла и чем это всё закончится для конечного потребителя.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор

В 2021 году автолюбители столкнулись с огромной проблемой — дефицитом новых автомобилей у дилеров и огромными ценами на них. Причин для этого несколько: во-первых — это дефицит полупроводниковой продукции, который толкает производителей автомобилей и любой электроники на увеличение стоимости своих продуктов, а также заставляет клиентов скупать те или иные товары в огромных количествах. Во-вторых, внезапное восстановление мировой экономики после практически годового локдауна.

Как локдаун повлиял на автомобильную промышленность, мы попробуем сегодня разобраться. Для начала стоит напомнить, как и из чего собирается любой автомобиль. Отметим, что любая современная машина — это не просто жестяной кузов, колёса и магнитола в салоне — за последние 20 лет прогресс в производстве шагнул гораздо дальше. Машины стали быстрее, красивее, "умнее" и безопаснее в сравнении со своими предшественниками родом из 90-х годов прошлого века. Ценой этого стала сложность сборки и применение большого количества технологичных материалов.

По подсчётам специалистов, около 80% массы современного автомобиля приходится на сталь, которая используется при изготовлении подвески, кузова, двигателя и других силовых агрегатов. Иными словами, до 900 кг массы пятидверного хэтчбэка приходится на различные марки стали. При этом всё больше и чаще при производстве машин используется алюминий — он имеет практически те же характеристики прочности, что и сталь, только на 50% легче. Как отмечают специалисты, в последние годы использование алюминия при сборке машин увеличилось на 80%.

Помимо всего вышеперечисленного в производстве автомобилей широкое распространение получил магний, который имеет те же характеристики, что и алюминий, только на 33% легче. Этот материал используется для уменьшения веса колёсных дисков и некоторых деталей кузова. Кроме того при сборке спортивных моделей широко применяются композитные материалы и детали, созданные с применением технологии 3D-печати. Это ещё примерно 8% массы современного автомобиля. Наконец, в разных моделях можно найти разное количество титана, лития, свинца, меди, золота и таких редких металлов, как палладий или родий.

Заметим, что список материалов, используемых для производства автомобилей можно продолжать ещё довольно долго, однако основные мы упомянули. Собственно, теперь мы подошли к сути проблемы — по данным агентства Trading Economics, за последний год поставщики подняли цены на все материалы из двух предыдущих абзацев. Согласно опубликованным данным, цена стали увеличилась на 19%, алюминий подорожал на 36%, а магний увеличился в цене в четыре раза по сравнению с 2013 годом! К тому же, не будем забывать о том, что основное производства магния сосредоточено в Китае, а руководство этой страны всерьёз взялось за экологию — в связи с чем ряд соответствующих предприятий был остановлен, что может послужить причиной нового кризиса.

Если продолжить список стоимости материалов, то мы увидим, что стоимость золота в 2021 году достигла своей максимальной отметки за всю историю, медь за последний год подорожала на 24%, свинец — на 28%, палладий сейчас стоит вдвое дороже, чем три года назад, а литий вообще прибавил в цене 400%! Но есть и положительная тенденция — стоимость родия упала по сравнению с прошлым годом, однако этот металл по-прежнему остаётся самым дорогим в производстве автомобилей, да и используется он там не так широко.

Что же говорят эксперты по этому поводу? По данным Европейского центрального банка, стоимость материалов увеличилась вслед за ростом инфляции и цен на продукты питания и топливо, а также рекордно быстрым восстановлением покупательской способности после пандемии, в то время как экономики стран так быстро восстановиться не могут, в результате чего банальный спрос превышает предложение.

Иными словами, в разрезе автомобильной промышленности, производители не станут снижать рентабельность своих моделей, поэтому повышенные цены на сырьё будет компенсироваться за счёт покупателей. Увеличенная финансовая нагрузка, скорее всего, ляжет на сторонников электрических моделей, так как на развитие этой отрасли требуется значительное количество инвестиций, да и редкоземельных материалов при производстве электрокаров используется гораздо больше.

По самым оптимистичным прогнозам, через пару лет производство полупроводниковой продукции придёт в норму и нам перестанут продавать автомобили без мультимедийных систем, беспроводных зарядок и систем автономного управления. Это положительным образом должно повлиять, по крайней мере, на комплектации машин. А вот насчёт увеличения стоимости сырья эксперты не дают никаких прогнозов. С одной стороны, ситуация должна нормализоваться — экономики стран постепенно придут в норму, стабилизируются цены на продукты питания и энергоносители. А с другой — производства многих компонентов весьма вредно для окружающей среды, что может негативно сказаться на доступности того же магния.