В автомобильном будущем Китай будет означать всё
Майкл Данн, 30-летний специалист по китайскому рынку и генеральный директор ZoZo Go, консалтинговой компании из Сан-Диего, которая консультирует автопроизводителей и производителей других отраслей в Азии, а также и ведущий отраслевого подкаста Driving with Dunne, может точно определить момент, когда революция электромобилей в китайской автомобильной промышленности началась всерьез. По его мнению, это заслуга той же компании, которая вызвала подобное пробуждение электромобилей в Америке. «С тех пор, как в январе 2020 года появилась Tesla, мы наблюдаем взрывной рост спроса на электромобили», — говорит Данн.
«Впервые появился продукт, который действительно соответствует всем требованиям. Он вдохновляющий, привлекательный, высокотехнологичный, эксклюзивный, и у вас есть богатые образованные горожане в Шанхае, Пекине, Гуанчжоу, Шэньчжэне и крупных городах на побережье, которые говорят: „Да, нам это нужно“».
По словам Данна, это привело к «эффекту Tesla» — всплеску интереса к отечественным китайским автопроизводителям, производившим электромобили, — таким компаниям, как Nio, Xpeng и Li Auto — с аналогичными технологиями и привлекательным дизайном по несколько более низкой цене. Когда интерес к Tesla резко возрос, продажи этих и других компаний, а также цены на их акции внезапно выросли.
Цифры Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM) подтверждают это. По оценкам CAAM, продажи NEV в Китае (NEV включает новые плагин-гибриды, полностью электрические автомобили и автомобили на водородных топливных элементах) к концу 2021 года должны составить около 3 млн единиц, что более чем вдвое превышает показатель 2020 года. За первые девять месяцев 2021 года это составило около 11,6% от общего объема внутреннего рынка КНР.
Что касается Tesla, то она также получила значительную помощь в достижении своей позиции доминирования электромобилей в Китае. Она получила существенную помощь от правительства Китая, чтобы запустить свой завод в Шанхае, известный как Tesla Giga Shanghai, и на сегодняшний день это единственный иностранный автопроизводитель, который не был вынужден сотрудничать с китайским аналогом. По данным Министерства промышленности и информационных технологий Китая, Tesla также получила самые высокие субсидии на свои автомобили среди всех производителей NEV в 2020 году. Первые собранные Model 3 были доставлены чуть более чем через год после того, как Tesla начала строительство своего завода в Шанхае в декабре 2018 года.
Но большая часть таких субсидий и стимулов (по оценкам, общая сумма на сегодняшний день превышает 100 млрд долларов) была зарезервирована для китайских автопроизводителей и транспортного сектора в целом. Это часть программы, широко известной как «Сделано в Китае 2025», в рамках которой правительство Китая активно сотрудничает со своими отечественными предприятиями для достижения доминирующего положения в технологиях будущего — от строительства умных дорог до транспортных средств нового поколения и от инфраструктурных систем до транспорта с поддержкой 5G. Так, к примеру, Nio недавно получила спасательный круг на миллиард долларов от правительственного учреждения на юге центрального Китая.
Именно такая помощь в сочетании со взрывным ростом потребительского спроса на NEV заставляет таких руководителей, как Хэ Сяопэн, генеральный директор Xpeng, оптимистично смотреть в будущее. Сяопэн, чья компания считается основным конкурентом Tesla в Китае, сказал, что уже к 2025 году на долю NEV может приходиться до 35% китайского внутреннего рынка. Если сегодняшние тенденции сохранятся, по оценкам Данна, до 75% новых автомобилей, продаваемых на китайском рынке, могут быть NEV всего через 15-20 лет.
В то время как Tesla оказалась в уникальном положении, чтобы пожинать плоды этого спроса, остальные мировые автопроизводители оказались в ловушке и изо всех сил пытаются наверстать упущенное. Volkswagen, который традиционно был одним из самых продаваемых мировых брендов в Китае, недавно выпустил свой электромобиль Volkswagen ID.4. Многие инсайдеры отрасли считают, что недавнее заявление General Motors о том, что она резко ускорит свои планы по электрификации, было осознанием того, что ей необходимо ускорить работу в Китае, на долю которого приходится целых 40% от общего объема продаж GM.
Автономия становится коммерческой
Хотя «горячий» рынок электромобилей вынуждает отечественных и зарубежных автопроизводителей быстро реагировать на требования китайских потребителей в ближайшем будущем, разработка полностью автономных транспортных средств (а также алгоритмов искусственного интеллекта и программного обеспечения, необходимых для их эксплуатации) остается зарождающимся сектором, в котором китайские компании в основном играли в догонялки.
Ставки потенциально велики. Согласно недавнему исследованию McKinsey «Победа в гонке: автомобильный рынок Китая меняет направление», автономные автомобили могут составить до 40% продаж новых автомобилей в 2040 году, что потенциально сделает Китай крупнейшим рынком для них в мире. Как и в случае с NEV, китайцы хотят победить.
«Должностные лица в центральном правительстве и на местном уровне хотят успеха, и они собираются проложить путь на регуляторном фронте, чтобы это происходило быстрее, а не медленнее», — говорит Данн. «Поэтому они уже получают лицензии не только для тестирования [автономных транспортных средств], но и для того, чтобы начать их коммерциализацию на ограниченной основе в нескольких городах Китая. Я думаю, что Китай продвинется вперед в гонке за автономными транспортными средствами не столько потому, что они впереди на технологическом фронте, сколько потому, что их быстрее коммерциализировать».
Генеральный директор Xpeng Сяопэн стремится еще выше, прямо в небо. На недавнем техническом дне компании он объявил о шестом поколении летающего автомобиля HT Aero, дочерней компании Xpeng, транспортного средства, предназначенного для автономного движения по земле или в воздухе благодаря помощи алгоритма управления полетом.
«Мы никогда не делаем концепт-кары или автомобили просто для шоу», — сказал Сяопэн на мероприятии. «Все исследования направлены на то, чтобы довести их до массового производства».
В Чжунго или не в Чжунго
Несмотря на все смелые заявления и государственные инвестиции, такие компании, как Xpeng, по-прежнему сталкиваются с серьезными препятствиями на пути к доминированию в Китае, не говоря уже о каких-либо надеждах стать игроком на мировой арене, как показал ранний успех Tesla. Но что не менее важно, подводные камни ведения бизнеса в Китае для иностранных компаний остаются.
Несмотря на беспрецедентное приветствие, полученное Tesla, она столкнулась с волной негативной огласки, и в июне 2021 года Tesla была вынуждена отозвать все 285 000 автомобилей, проданных в Китае, для решения проблемы с программным обеспечением. В отличие от вызывающей позиции Tesla по отношению к регулирующим органам США по аналогичным вопросам, в Пекине не было такого противодействия. Как уже поняли другие, если вы хотите играть в Китае, вы либо играете по китайским правилам, либо не будете играть вообще.
Исторически Китай называл себя Чжунго, что примерно переводится как «Поднебесная», представление о том, что китайцы, по сути, находятся в центре мира. Поднявшись на мировую арену, страна была вынуждена смириться с этим чувством собственного достоинства, с тем, как расти внутренне и внешне в условиях геополитических реалий сотрудничества с другими мировыми державами, такими как США, а иногда и против них.
Независимо от того, как Китай будет ориентироваться в своем будущем — станет ли он замкнутым и враждебным или если Поднебесная продолжит находить золотую середину, — то, что там происходит, неизбежно поможет определить то, как мир движется вперед.