Следи за скоростью
16+

Техосмотр в России подорожает, но станет проще

Правительство утвердило план-график дальнейшего реформирования техосмотра в 2022-2023 годах. Планируется упростить правила и повысить тарифы, пишет газета «Коммерсантъ».
Автор: Никита Новиков, редактор

Напомним, в России с 30 декабря 2021 года отменен обязательный техосмотр для автомобилей физлиц, используемых в личных целях. Процедуру сохранили для случаев, когда легковая машина или мотоцикл старше четырех лет переоформляется на нового собственника, а также когда вносятся изменения в конструкцию. Техосмотры по-прежнему должны проходить все без исключения автобусы, грузовики и такси.

Новые тарифы прохождения ТО разрабатывает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ведомстве еще в 2020 году обещали представить новую тарифную сетку, но документ так и не появился. В среднем цена прохождения ТО по России составляет около 600 рублей за машину. Операторы жалуются, что этой суммы недостаточно, чтобы окупить оборудование и зарплату экспертов.

Используемая сегодня методика проведения ТО 2012 года устарела, ее планируется упростить. Такое мнение выразили в правительстве страны.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в рамках разработки плана-графика поручил ФАС не позднее 1 апреля представить в правительство доклад о планируемых изменениях методики, которые должны вступить в силу до 30 мая 2022 года. Проект документа проходит внутриведомственное согласование, после чего будет представлен для общественного обсуждения.

Также к реформе привлекли Минтранс России и МВД России: они должны передать в правительство проект постановления об упрощении правил техосмотра. Из перечня обязательных процедур планируется убрать проверки потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, а также наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. В Минтрансе их считают избыточными.

Другое важное изменение — передача полномочий по аккредитации операторов ТО из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию. Банк России высказывал такую идею еще в 2020 году. До 1 апреля Минэкономики, Минтранс, МВД и другие ведомства представят в правительство пакет поправок в законодательство, предполагаемый срок вступления в силу которых — март или сентябрь 2023-го. В июне 2021-го в Росаккредитации подсчитали, что для исполнения новых функций ведомству понадобится дополнительное финансирование — 250 миллионов рублей ежегодно. На текущий момент РСА за аккредитацию одного оператора получает 49 тысяч рублей.

Всего в стране около 5 тысяч операторов. Из них лишь 1-1,2 тысячи компаний успели до 1 февраля подтвердить РСА соответствие требованиям аккредитации, что было предусмотрено прошлой реформой ТО. Остальные будут вынуждены покинуть рынок или проходить процесс аккредитации заново.

Отметим, что с 1 марта вводится штраф две тысячи рублей за езду без ТО. Фиксировать нарушение планируется в том числе с помощью дорожных камер. Это коснется только тех автомобилей, для которых процедура осталась обязательной.