В России отменят утильсбор для автомобилей

Мы неоднократно писали о вредоносной сути утилизационного сбора на легковые автомобили. С одной стороны «утиль» стал налогом для российского покупателя на право владения импортной машиной, с другой — дубинкой в руках Минпромторга, которой министерство охаживало тех производителей, кто не выдерживал график локализации, введённый с дифференцированной схемой компенсации «утиля».
Автор: Никита Новиков, редактор

Напомним, что наиболее остро участники рынка стали чувствовать неудобство «утиля» с 1 января 2020 года, когда сбор резко вырос, составив на новую легковую машину с мотором от литра до двух 178 400 рублей, а на машину с мотором от двух до трёх литров — 281 000 рублей. Как мы сказали, импортёры сразу включали утиль в цену автомобиля, а сборочным автомобильным заводам в России правительство предложило условия компенсации: при выполнении целевого уровня локализации по конкретной модификации утиль компенсировали полностью, при частичном выполнении целевого уровня локализации — по дифференцированной схеме. Те из автозаводов, кто не дотягивал до нужного уровня баллов были вынуждены поднять цены на автомобили, включив в них некомпенсированную часть утиля. За ними цены подняли и те, кому компенсировали «утиль» полностью. Дело в том, что между выплатой утильсбора и его компенсацией обычно проходит несколько месяцев, поэтому с некоторых пор автомобильные заводы просто стали включать утильсбор в себестоимость собираемой машины.

Короче говоря, от резкого повышения утильсбора с 1 января 2020 года проиграли все участники рынка: часть импортных моделей, таких как, Mazda3 сразу были выведены, а остальные (включая и модели российской сборки, и даже «жигули») — изрядно подорожали.

Интересно, что Правительство РФ не может открыто компенсировать утильсбор — это будет прямым нарушением правил Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой Россия стала с 2012 года. После вступления в организацию для всех отраслей промышленности РФ были определены сроки льготного периода. Для автомобильной промышленности льготный период, во время которого Правительство РФ могло официально поддерживать российские автомобильные заводы, истёк в 2019 году. Для компенсации утильсбора используются обходные пути, а именно: правительство выплачивает автопроизводителям субсидии за использование энергоресурсов, за поддержку гарантийных обязательств и за содержание рабочих мест.

И вот, сегодня, 21 марта, в Госдуму внесён проект № 91393-8 ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации и признании утратившим силу Федерального закона № 126-ФЗ от 21 июля 2012 г. “О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации 15 апреля 1994 г.”». Суть инициативы заключается в законодательном оформлении выхода России из ВТО.

Объяснительной записке к проекту отмечено: «…начиная с 2014 года на фоне общего ухудшения двусторонних отношений с Европейским союзом, США и рядом других стран, допускающих недружественные и ограничительные действия в отношении России, преимущества нахождения России в ВТО стали сокращаться в виду раскручивающегося маховика вышеуказанных экономических санкций. Санкционное давление, оказываемое на Россию в 2022 году, оказалось беспрецедентным по своим масштабам».

Законопроект внесла группа депутатов во главе с Сергеем Мироновым, руководителем фракции «Справедливая Россия»; среди подписантов есть подпись и одного сенатора. Вряд ли депутаты держали в голове такую насущную потребность для рядовых автомобилистов, как отмена утильсбора, однако, если закон будет принят (сомнений у нас в этом нет), у Минпромторга появится законодательный инструмент для отмены «утиля». Собственно, редакция Дрома прогнозировала его отмену (или сокращения до реальной цены утилизации) как одну из мер поддержки промышленности. Мы уже направили запрос в Минпромторг и по получению ответа тут же ознакомим с его содержанием наших читателей.