ОТТС на упрощенные автомобили будет выдавать институт НАМИ

Выпускать автомобили с «антисанкционными», упрощенными комплектациями на дороги общего пользования может только проектный институт ФГУП НАМИ, такое решение приняло правительство России. Об этом сообщают «Известия».
Автор: Никита Новиков, редактор

Напомним, сертификат, он же Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — обязательный документ, бег которого официально продавать автомобили на рынке РФ попросту нельзя.

Также подразумевается упразднение необходимости оснащать автомобили ABS (а без ABS нельзя реализовать и ESP), а также откат к очень старым требованиям по экологичности. Обязательный с 2016 года экологический стандарт Евро-5 отменили, с этого момента большая часть категорий транспортных средств в РФ должны удовлетворять требованиям стандарт Евро-0. Впрочем, в Техрегламенте сказано, что если каталитический нейтрализатор предусмотрен конструкцией автомобиля, то он обязан присутствовать. С другой стороны, ничто не мешает получить иной сертификат ОТТС, без катализатора.

Система ЭРА-ГЛОНАСС не упразднена вообще, но изменяются требования для нее. Мораторий на установку системы продлили до 1 августа 2022, а обязательство по отложенной установке – до 1 февраля 2023.

Газета «Известия» пишет, что по обычному Техрегламенту проводить сертификационные испытания машин может несколько аккредитованных Росстандартом лабораторий. Почему институт сделали монополистом в части тестов упрощенных машин, в правительстве не объясняют.

Издание отмечает, что возникает конфликт интересов — поскольку ФГУП НАМИ является еще и производителем массовых машин, ведь проектному институту перешла доля Renault в АВТОВАЗе (67,6% акций). 

«Получается, что по факту и выпускать автомобили, и сертифицировать их будет одна организация. В условиях санкций появление такого мегарегулятора при грамотном управлении, возможно, оправдано как временная мера. Однако в дальнейшем это может негативно сказаться на рынке», — приводит газета слова независимого автоэксперта Сергея Бургазлиева. По его словам, впервые в мировой практике объединены автопроизводитель, орган сертификации и орган, который фактически определяет политику государства.

Тут же выступил и Игорь Моржаретто, который считает, что нестыковка может быть связана с поспешностью, в которой готовились соглашение о передаче пакета акций АВТОВАЗа в управление НАМИ и постановление о назначении этого НИИ экспертной организацией.