Следи за скоростью
16+

Водителям в РФ назвали электромобили, доступные в 2022 году

Загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, рост цен на бензин способствуют стремительному развитию сегмента экологичного транспорта во всем мире. По данным Jato Dynamics, за 2021 год на мировом рынке было продано 4,2 млн электромобилей, в то время как в 2020 году продажи составили вдвое меньше, 2,01 млн автомобилей с электроприводом. Есть ли спрос на электрокары в России сегодня, и какой электрокар выгоднее всего покупать, разбираемся вместе с экспертами из Авито Авто.
Автор: Никита Новиков, редактор

Одним из пионеров рынка по праву считается электрокар Roadster, выпущенный компанией Илона Маска Tesla Motors в 2006 году, так как именно это событие открыло новое направление развития автомобильной отрасли. В начале 2010-х крупные автомобильные бренды подхватили инициативу и начали выпускать свои модели на электротяге.

На сегодняшний день рынок электромобилей в России находится в зачаточном состоянии, хотя интерес к этому сегменту постепенно растет. Особенно выражена положительная динамика продаж в сегменте электротранспорта на рынке автомобилей с пробегом. Так, например, по данным Авито Авто, за I квартал продажи электрокаров с пробегом в стране выросли на 137% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Самой популярной моделью электрокаров с пробегом в России является Nissan Leaf. Согласно данным Авито Авто за I квартал, доля этой модели в сегменте составляет 56,6%. Мы решили выяснить, почему Nissan Leaf столь востребован у россиян и какие еще модели электромобилей сейчас возможно купить в России?

Сдержанное развитие сегмента электротранспорта на российском рынке обусловлено наличием целого ряда барьеров. Среди причин, препятствующих их росту, выделяют, прежде всего, высокую стоимость электромобилей. В связи с этим многие желающие перейти на альтернативный транспорт делают выбор в пользу электрокаров с пробегом. Другой проблемой использования электротранспорта называют сложности с зарядкой. Дело в том, что в большинстве городов инфраструктура недостаточно развита. Комфортное использование электромобиля сегодня возможно только в крупных городах России. По данным компании 2ГИС за 2021 год, количество станций зарядки электромобилей за год увеличилось на 68%, а 32% всех точек расположены в Москве и в Санкт-Петербурге. Среди наиболее комфортных для владельцев электромобилей городов России после Москвы и Санкт-Петербурга называют Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Челябинск, Тюмень, Южно-Сахалинск, Владивосток, Казань, Нижний Новгород, Омск.

Еще одним значительным препятствием для развития электротранспорта является суровый российский климат. Все дело в том, что электродвигатель более чувствителен к высоким и низким температурам — например, на холоде время эффективность его работы может снижаться.

Несмотря на все вышеперечисленные причины, конкурентоспособность электрокаров с каждым годом растет. Эксперты Авито Авто отмечают высокий потенциал альтернативного транспорта в России в условиях государственной поддержки в виде льгот и субсидий.

Несмотря на то, что в официальных дилерских центрах до сих пор представлены в основном только премиальные модели электромобилей, рост сегмента электротранспорта происходит благодаря продажам на рынке автомобилей с пробегом, лидером которого, согласно данным Авито Авто за I квартал, является Nissan Leaf.

Модель была презентована японским автопроизводителем в 2010 году. Отличительными качествами новинки стали современная комплектация и большой для электроавтомобилей запас хода — 400 км. Несмотря на значительные преимущества, автомобиль изначально позиционировался, как доступный для широкой аудитории, что позволило Nissan Leaf отвоевать долю рынка.

Во втором поколении модели значительно изменился дизайн автомобиля как внутри, так и снаружи. Помимо внешних изменений, были улучшены и технические характеристики. Благодаря увеличенной мощности электродвигателя, которая в разных комплектациях достигает 160 кВт, и улучшенной литий-ионной батарее емкостью до 62 кВт/ч, запас хода Nissan Leaf 2-го поколения оценивается в 458 км. Процесс зарядки также стал значительно проще: система быстрой зарядки позволяет за 40 минут зарядить аккумулятор до 80%.

Некоторые технические характеристики модели значительно уступают флагманам рынка экологического транспорта, но занять свою нишу Nissan Leaf помогает конкурентная цена и достойное качество. По данным Авито Авто, средняя цена автомобилей с пробегом этой модели по России составляет 650 000 рублей, в то время как средняя цена модели, занимающей вторую строчку рейтинга по востребованности, Tesla Model 3, составила в I квартале 2022 года 4 350 000 рублей. Третье место рейтинга занимает модель того же автомобильного бренда, Tesla Model S, но и в этом случае средняя цена по России значительно выше, чем у лидера продаж — 3 281 000 рублей.

Пока планы по официальной презентации популярного электромобиля Nissan Leaf на российском рынке так и остаются планами, спрос на модель с пробегом растет. Об этом свидетельствует анализ продаж электромобилей с пробегом по итогам I квартала 2022 года, согласно которому продажи электрокаров Nissan Leaf в стране выросли на 102% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. По данным Авито Авто по регионам, лидером роста продаж стала Омская область, по итогам I квартала 2022 года продажи модели в регионе выросли на 328% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Второе место делят Волгоградская и Вологодская области, там рост продаж по итогам I квартала 2022 года достиг 300%. Ярославская область также отличается высоким ростом продаж, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост в I квартале составил 267%.

Самая высокая средняя цена электромобиля Nissan Leaf с пробегом по данным Авито Авто наблюдается в Брянской области, там желающим приобрести популярный электромобиль придется заплатить 2 600 000 рублей. В Тверской области средняя цена соответствует средней стоимости модели в стране — 650 000 рублей. В Московской области автомобиль в среднем автомобиль обойдется в 1 150 000 рублей. Самая низкая средняя стоимость автомобиля по данным Авито Авто зафиксирована в Алтайском крае, она составляет 528 000 рублей.

Для сравнения: по итогам I квартала средняя цена автомобиля с электрическим двигателем с пробегом в стране составила 1 150 000 рублей. Жителям Московской области покупка электромобиля обойдется сравнительно дороже, чем жителям регионов — средняя стоимость машины с пробегом в регионе составляет 3 724 000 рублей. Больше всего приходится тратить жителям Архангельской области, там электромобили с пробегом стоят в среднем 10 375 000 рублей. В Курганской области зафиксирован самый низкий показатель цены — 390 000 рублей.

Однозначный ответ на вопрос, какой электромобиль с пробегом проще и выгоднее покупать в России, найти сложно. На это есть целый ряд причин, основной из которых по-прежнему является высокая стоимость в сегменте электротранспорта. Одним из традиционных преимуществ покупки нового автомобиля считается гарантия. На практике — для электромобилей этот фактор не является таким важным, потому что устройство электродвигателя проще, чем ДВС, а значит и вероятность брака резко снижается. Сильно выиграть в цене покупая электромобиль тоже не получится — электротранспорт не теряет ликвидность даже спустя несколько лет после начала эксплуатации. Одной из основных проблем также является выбор новых электромобилей. В России официально в дилерских центрах представлены в основном только модели премиальных брендов. Желающим купить экологичное транспортное средство по конкурентной цене приходится обращаться на рынок автомобилей с пробегом.

На рынке автомобилей с пробегом выбор электромобилей гораздо шире. Помимо уже зарекомендовавшей себя на рынке модели Nissan Leaf, которую по прежнему официально в России купить нельзя, наиболее доступными для покупки в России являются Smart Fortwo (1 850 000 рублей), Mitsubishi i-MiEV (350 000 рублей), Volkswagen Golf (2 000 000 рублей), Mercedes-Benz B-class (1 849 000 рублей), Tesla Model 3 (4 350 000 рублей) — по итогам I квартала 2022 продажи этих моделей электроавтомобилей увеличились в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, в последнее время популярность приобретают бюджетные Китайские модели, такие как BYD E6, JAC iEV7S, но и с ними возникает много сложностей: отсутствие дилерской гарантии, сложности при покупке, сравнительно низкая мощность двигателя по сравнению с моделями с ДВС в том же ценовом сегменте.