Следи за скоростью
16+

Дело пахнет корвалолом: возраст российских автомобилей достиг критической отметки

© O. Kosyukov
Автоэксперт Моржаретто: средний возраст автомашин в РФ достиг 15 лет
Автор: Юлия Иванчик, редактор

По результатам прошлого месяца в России было реализовано свыше 110 тыс. новых легковых автомобилей. Каждая третья проданная машина — Lada, в десятке самых востребованных марок — семь китайских, а совокупная доля Kia и Toyota упала ниже 5%. Таковы последние данные «Автостата».

Относительно сентября прошлого года общий объем реализаций увеличился в 2,5 раза. Однако в 2022 году была низкая база (продажи машин упали на 60%), и в сентябре прошлого года была объявлена частичная мобилизация, поэтому редко кто решался на покупку автомобиля в это время.

«Корректнее сравнивать с августом этого года. Здесь у нас рост всего на 1 процент. Но рынок нащупал некое дно. И продажи идут стабильно — примерно по 100 тысяч машин в месяц. В этом году выйдем на уровень около миллиона проданных машин», — заявил автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Моржаретто считает, что рост авторынка сдерживается высокими ценами. Из-за повышения ставки утильсбора и ослабления российской валюты с начала 2023 года новые автомобили подорожали примерно на 20%, а к концу года ожидается повышение еще на 5-10%. В результате количество желающих приобрести новое авто станет еще меньше. Да и рост ставок по автокредитам не добавляет энтузиазма — многие автовладельцы отказываются от идеи обновить гараж, продолжая ездить на старой машине.

Как результат вышеперечисленного — российский автопарк быстро стареет. Если совсем недавно средний возраст автомобилей составлял 11 лет, то сейчас — 15 лет. И этот возраст продолжает увеличиваться, поскольку для нормального существования рынка и обновления автопарка необходимо продавать минимум 1,5 млн машин ежегодно, объясняет автоэксперт. Тем временем внутреннее производство наращивается слишком медленно, а с помощью одного импорта снизить среднюю стоимость автомобиля не получится — ввозить недорогие модели из-за огромного числа государственных сборов невыгодно.