Следи за скоростью
16+

Новая теория большого заговора: Ваш автомобиль шпионит за вами?

© A. Krivonosov
NYT: автомобильные системы передают данные о водителях страховым компаниям
Автор: Никита Новиков, редактор

Большинство новых автомобилей предлагают интернет-услуги, которые обеспечивают всевозможные популярные функции, от приложений в машине до дистанционного управления и точек доступа Wi-Fi. Однако эти «подключенные» автомобили также могут быть кладезем данных о водителях не только для автопроизводителей, но и для страховых компаний. Масштаб сбора данных о водителях и их влияние на страховые тарифы был подробно описан в статье New York Times, опубликованной на этой неделе.

В центре внимания статьи — практика автопроизводителей, таких как General Motors, которые делятся данными о поведении клиентов за рулем с компаниями по сбору данных, такими как LexisNexis. Они, в свою очередь, продают эту информацию автостраховым компаниям. В одном из примеров Times подробно описывается случай 2022 года, когда водитель арендованного Chevrolet Bolt EV обнаружил, что его привычки вождения были переданы его страховщику после того, как его тариф на страхование якобы увеличился на 21 процент. Мужчина утверждал, что не имел понятия о том, что информация о нем отслеживалась и передавалась.

Автопроизводители собирают данные пользователей, иногда без ведома должного уведомления клиентов. Когда человек активно соглашается на мониторинг своих привычек вождения, такая практика известна как страхование на основе использования. Однако, как объясняется в статье Times, с появлением интернет-подключенных автомобилей становится более распространенным, что водители непреднамеренно соглашаются делиться своими данными.

Проблемы конфиденциальности с подключенными автомобилями схожи со смартфонами и другими личными устройствами. Обычные пользователи соглашаются с лицензионными условиями, не читая мелкий шрифт. Можно утверждать, что это ответственность человека знать, на что он соглашается, но также разумно ожидать от компаний прозрачности в вопросе частной информации. Возможно, поэтому, как указывает статья Times, регулятор конфиденциальности Калифорнии теперь проводит расследование проблем, связанных с тем, как автопроизводители собирают и делятся данными.

Первыми начали мониторинг водителей с использованием подключенных услуг специалисты OnStar от GM, в частности, через программу Smart Driver, которая была доступна впервые для определенных моделей 2013 года или новее. Хотя клиенты добровольно подписывались на 90 дней мониторинга, Times предполагает, что в настоящее время многие пользователи OnStar могут не знать об этом.

Это также может быть актуально для людей, водящих подключенные автомобили других марок. В 2022 году LexisNexis выпустила пресс-релиз о своем обмене телематическими данными, в котором упоминалось, что компания хранила данные более чем 10 миллионов автомобилей.