Следи за скоростью
16+

Эти советы сделают автомобильный аккумулятор практически вечным

© A. Krivonosov
Эксперт «За рулем» провел анализ и рассказал, как продлить жизнь АКБ без вреда машине
Автор: Полина Котикова, редактор

Срок службы аккумуляторной батареи (АКБ) определен в пункте 7.3.3 ГОСТ Р 53165-2020, согласно которому для батарей он должен составлять не менее 24 месяцев при условии пробега не более 100 тысяч километров. Однако это средние значения, и на практике могут наблюдаться как положительные, так и отрицательные отклонения. Например, на некоторых машинах он составляет порядка 8 лет.

В текущей экономической обстановке, когда цены на многие товары растут, вряд ли стоит ожидать снижения цен на АКБ. Кроме того, увеличение срока службы батарей ведет к снижению товарооборота у производителей, что, в свою очередь, вынуждает их поднимать цены для сохранения прибыльности.

Производители АКБ сталкиваются с нехваткой сырья, что также способствует росту стоимости свинца и, соответственно, себестоимости новых аккумуляторных батарей. Следовательно, можно ожидать увеличения цен на них.

Не следует забывать и о сезонных колебаниях цен. Весной спрос на АКБ снижается. Также, при сдаче старой батареи можно рассчитывать на хорошую скидку.

При использовании автомобиля в качестве донора для «прикуривания» с современной электронной системой управления, особенно последних поколений, рекомендуется глушить двигатель.

Отключение АКБ от бортовой сети может вызвать сбой в работе электроники, особенно в современных автомобилях. В то же время со старыми машинами проблем возникать не должно. На многих автомобилях первой декады 2000-х годов могут сбиться лишь настройки аудиосистемы или часов.

Чтобы минимизировать риск программных сбоев при отключении батареи, можно использовать резервный источник питания, например, соединенные последовательно литий-ионные аккумуляторы типа 18650.

Согласно ГОСТ Р 53165-2020, зарядное напряжение для АКБ открытого типа должно быть 16 В, а для батарей с регулирующими клапанами VRLA, включая AGM, — 14,8 В. Современные зарядные устройства предлагают выбор режима заряда для разных типов батарей.

Если АКБ работает нормально и ее возраст не превышает пары лет, замену можно отложить до более позднего срока. Основным индикатором является способность стартера быстро запускать мотор. Для проверки состояния АКБ можно измерить напряжение на ее клеммах: при работающем моторе оно должно составлять 14,0–14,4 В, а после его выключения — 12,5–12,6 В. Эти измерения рекомендуется проводить спустя пару часов после поездки.

Если напряжение ниже указанных значений, в первую очередь следует зарядить аккумулятор с помощью стационарного зарядного устройства. Также стоит осмотреть корпус батареи на предмет наличия вздутий и трещин. Через неделю-две повторите измерение напряжения. Если показатели все еще низкие, скорее всего, придется задуматься о покупке новой АКБ.