Спасет ли новая Toyota Aygo X сегмент дешевых ситикаров
Супермини и городские автомобили, работающие на обычном топливе, уже давно считаются первыми жертвами перехода к тотальной электрификации. Их уменьшающаяся рентабельность, почти несовместимость с гибридизацией и негативное влияние на показатели выбросов автопарка привели к тому, что в последние годы приоритетом для большинства крупных производителей стали более крупные, дорогие и все более электрифицированные автомобили.
Но Toyota изменила эту тенденцию, представив новый Aygo X, более управляемую, но все же миниатюрную версию своего неизменно популярного городского автомобиля в третьем поколении. Несмотря на то, что он немного вырос в размерах, до 3 700 мм в длину и 1740 мм в ширину, он по-прежнему будет одним из самых маленьких автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в продаже, и это служит доказательством того, что Toyota рассматривает городской автомобиль как жизнеспособный источник дохода как минимум для еще одного модельного цикла.
Вице-президент Toyota Europe Андреа Карлуччи уверен, что японская фирма сможет поддерживать предложение в этом сегменте, находящемся под угрозой исчезновения. Он сказал, что «сильный капитал, который мы создали за последние 15 лет с помощью двух поколений предыдущего автомобиля», укрепляет лейбл Aygo как лидера.
Карлуччи также подчеркнул, в частности, «огромную работу, которую проделали наши британские коллеги. Это, безусловно, один из самых успешных рынков — если не самый успешный — в Европе». Действительно, с 2015 года Aygo превосходила по продажам более крупный Yaris в Великобритании каждый год, а за первые девять месяцев 2021 года — последний полный год продаж текущего автомобиля — он лишь немного отстал от гораздо более новых Corolla и C-HR по показателям продаж в Великобритании, при этом было продано 15 009 Aygo.
Aygo X не будет противостоять тому же ряду конкурентов, с которым столкнулся его предшественник при запуске в 2014 году. Seat и Skoda сделали свои идентичные Mii и Citigo EV только в 2019 году, прежде чем полностью снять их с производства, Renault Twingo с задним расположением двигателя превратился в электромобиль и недоступен в Великобритании, а бывшие производственные партнеры Citroën и Peugeot больше не будут строить C1 и 108 вместе с Aygo в Колине (Чешская Республика).
Карлуччи озвучил причины ухода других производителей с рынка бензиновых городских автомобилей в последние годы: «Это сегмент, который традиционно не так прибылен и, если он не полностью электрифицирован».
Выбросы, производимые двигателем внутреннего сгорания, влекут за собой серьезные штрафы для автопроизводителей из-за недавно введенного среднего значения выбросов CO2 в 95 г/км для всей линейки производителей. Таким образом, Toyota придется уравновешивать влияние Aygo X на бензине с продажами статистически более чистых гибридных и будущих полностью электрических моделей.
Если бы Aygo X был электрифицирован, его воздействие на окружающую среду, вероятно, упало бы ниже строгих пороговых значений ЕС, но Карлуччи предположил, что гибридная версия не сможет «оставаться верной призванию этой категории, а именно: доступной». Он отмечает, что мягко-гибридные системы, используемые конкурирующими моделями, имеют «даже более высокий уровень выбросов CO2», чем Aygo, и установка такой системы приведет к росту цены Aygo X, что поставит под угрозу его позиционирование.
Примечательно, что Suzuki Ignis и Fiat Panda по аналогичной цене являются единственными электрифицированными предложениями, доступными в этом сегменте в Великобритании, но они используют относительно ненавязчивую и экономичную 12-вольтовую мягкую гибридную систему для снижения выбросов. Что касается того, может ли Toyota рассчитывать на устойчивую популярность предложения A-сегмента, поскольку кроссоверы продолжают набирать обороты, Карлуччи непреклонен в том, что рынок для таких моделей остается.
«Это правильный выбор, чтобы остаться [в этом сегменте]. Я уверен, что мы сможем добиться успеха», - сказал он, добавив, что повышенный клиренс нового автомобиля и внедорожный дизайн являются подтверждением того, что Toyota стремится найти «золотую середину между категориями A и sub-B, где нет ничего лучше нового Aygo X».
Toyota намекнула на небольшое увеличение стоимости по сравнению со старым автомобилем, но даже стартовая цена в 15 000 фунтов стерлингов (1,48 млн рублей) будет выгодно сравниваться с электрическими альтернативами аналогичного размера: Fiat 500e стоит от 23 495 фунтов стерлингов (2,31 млн рублей), Mini Electric — от 26 000 фунтов стерлингов (2,56 млн рублей), а Honda E от 29 165 фунтов стерлингов (2,87 млн рублей). Volkswagen запустит серийную версию ID.2 в 2025 году по цене около 17 000 фунтов стерлингов (1,67 млн рублей), но технология сжигания топлива останется на данный момент наиболее экономически выгодным средством передвижения в этом сегменте как для потребителей, так и для автопроизводителей.
Toyota остается единственным основным брендом, который выберет неэлектрифицированные городские автомобили в преддверии 2030 года, поэтому еще неизвестно, будут ли обновлены существующие соперники Aygo X в конце их текущего жизненного цикла, чтобы обеспечить конкуренцию.
Hyundai i10: очевидный конкурент по цене и позиционированию, i10 вошел в новое поколение в 2020 году и, по словам главы европейского подразделения Майкла Коула, остается «важной частью продуктового плана» в обозримом будущем.
Renault Twingo: супермини с задним расположением двигателя покинул Великобританию в 2019 году в рамках стремления Renault упростить свой модельный ряд. Он по-прежнему продается в континентальной Европе, теперь с полностью электрической версией, но теперь Zoe является самым маленьким автомобилем компании в Великобритании.
Volkswagen Up: Up по-прежнему доступен — в отличие от своих собратьев Seat и Skoda — и по-прежнему имеет версию с ДВС. При цене в 13 660 фунтов стерлингов (1,34 млн рублей) за вариант с пятью дверьми он остается угрозой для Aygo X, но он продается уже в течение 10 лет и по истечении жизненного цикла не получит замены.
Toyota расширила свой ассортимент высокопроизводительных моделей новым Aygo X в прошлом месяце. В то время как городской кроссовер был разработан исключительно для Европы, в отчете Japan’s Best Car Web говорится, что Lexus может разрабатывать свою собственную версию как для Европы, так и для Японии, и она будет вдохновлена концепцией LF-SA.
Прошло почти семь лет с тех пор, как Lexus представил LF-SA (Lexus Future Small Adventurer) на Женевском автосалоне 2015 года, но проектные исследования еще не воплотились в серийный автомобиль. Концепт-кар 2 + 2 имел длину 3 450 мм, что делает его заметно короче, чем Aygo X.
Если он когда-либо поступит в производство, многие конструктивные особенности LF-SA необходимо будет смягчить. В конце концов, Lexus пошел дальше в плане дизайна, выбрав более чистый вид своих моделей. Скорее всего, они получат собственный кузов, что будет отличать их от более доступного собрата.
Aygo X основан на укороченной версии платформы GA-B, которая уже лежит в основе Yaris и Yaris Cross. Поскольку на самом деле это городской автомобиль, ориентированный на доступность и низкий расход топлива, он предлагается исключительно с крошечным атмосферным 1,0-литровым трехцилиндровым двигателем мощностью 71 л.с. Toyota уже подтвердила, что не будет электрифицировать Aygo X. Однако чтобы обосновать необходимость субкомпактного внедорожника премиум-класса, который также будет стоить дороже, Lexus может позаимствовать 1,5-литровую гибридную силовую установку у Yaris / Yaris Cross, которая производит 114 л.с. или негибридный 1,5-литровый бензиновый двигатель VVT-i мощностью 123 л.с.
Мы предполагаем, что Lexus может захотеть, чтобы B-SUV конкурировал с DS 3 Crossback и Audi Q2. Однако городские автомобили и производители премиум-класса не очень хорошо сочетаются друг с другом, поскольку их клиенты привыкли к уровню изысканности и роскоши, который не может быть легко сопоставлен с таким крошечным транспортным средством.