Следи за скоростью
16+

После 1 февраля 2024 года автомобили перестанут отравлять воздух в России

© A. Krivonosov
В России завершат выпуск автомобилей с двигателями Евро-2 в феврале 2024 года
Автор: Юлия Иванчик, редактор

Автомобили низкого экологического класса производят и реализуют в России уже больше года. Редакция Autonews.ru выяснила, почему это разрешено, и чем опасны такие транспортные средства (ТС) для окружающей среды.

Российские автомобилестроительные компании постепенно возвращаются к производству автомобилей с двигателями, отвечающими экологическому стандарту Евро-5. При этом до 1 февраля 2024 года они имеют право устанавливать моторы, которые соответствуют гораздо менее строгим стандартам.

Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в РФ автомашинам возникла прошлой весной, когда появились проблемы с поставками зарубежных комплектующих. В мае вступило в силу постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования. Это позволило крупным автопроизводителям, кроме прочего, выпускать не соответствующую требованиям Евро-5 продукцию. То есть, по факту, автозаводы получили право поставлять моторы класса Евро-0, но смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.

Минпромторг уточнил, что такие ТС будут разрешены для использования на дорогах России на протяжении всего срока их службы, но на них нельзя выезжать в соседние страны, за исключением Белоруссии. Разрешение на производство таких «упрощенных» ТС российские производители получили, в частности, на следующие модели: основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси КамАЗ; вся линейка УАЗ; автобусы ПАЗ 3205; автомобили и шасси ГАЗ 3302 (ГАЗель Бизнес, Соболь); автомобили Lada 2190 (Lada Granta).

Однако в России до сих пор множество автомобилей, не соответствующих не только Евро-5, но и даже Евро-0. Речь идет об авто, выпущенных до 2006 года. Но решение о продлении действия упрощенных технических требований вызвано необходимостью не допустить простоя производства из-за дефицита ключевых компонентов и необходимостью насытить рынок новыми автомобилями.

Что касается отличий моторов Евро-2 и Евро-5, то в бензиновых двигателях 5-го класса применяются более сложные топливные системы и иные нейтрализаторы отработанных газов. В случае с дизелями стандарт Евро-5 требует либо применения системы рециркуляции отработанных газов, либо впрыска мочевины. В Евро-2 без этого можно обойтись.

Эксперты, однако, сходятся во мнении, что чем современнее автомобиль и чем выше его стандарт Евро, тем экономичнее будет его мотор, что в свою очередь сказывается и на общих объемах выхлопов.