Nissan SR20DET: двигатель, который помог сделать дрифт мировым феноменом

Примерно в то же время, когда Nissan производила легендарный RB26DETT, «сердце» последних трех поколений Skyline GT-R, также компания построила меньший по размеру агрегат, который был не менее впечатляющим.
Автор: Юлия Иванчик, редактор

nissan-sr20det-2

В середине 1980-х годов самым мощным четырехцилиндровым двигателем японского производителя был CA18DET. Как следует из названия, это был 1,8-литровый двигатель с турбонаддувом, последняя, наиболее ориентированная на производительность версия семейства CA, выпускавшаяся с 1982 года. К концу десятилетия двигатель достиг предела своих возможностей по запасу мощности, но, что более важно, он не мог идти в ногу со строгими правилами выбросов без серьезной реконструкции.

nissan-sr20det-1

Руководство Nissan решило, что разработка нового двигателя была гораздо более рентабельной альтернативой, поэтому «родился» SR20DET. Как и знаменитый RB26DETT, этот новый 2,0-литровый четырехцилиндровый двигатель дебютировал в 1989 году. Однако, в отличие от своего рядного шестицилиндрового брата, он был установлен поперечно внутри моторного отсека Bluebird 2000 SSS Attesa Limited.

В то время как старый CA18DET, который он в конечном итоге заменил, имел чугунный блок, SR20 получил более легкий алюминиевый блок с закрытой палубой, разработанный с учетом надежности бомбоубежища. Диаметр цилиндра и ход поршня составляли 86x;86 мм (3,39 дюйма), квадратная конструкция способствовала сбалансированной передаче мощности и крутящего момента.

 

nissan-sr20det-15

Внутри блока инженеры установили полностью уравновешенный коленчатый вал из кованой стали вместе с прочными шатунами и поршнями с покрытием, которые совершали возвратно-поступательное движение внутри чугунных гильз цилиндров.

Алюминиевая головка блока цилиндров с двойным верхним распределительным валом (DOHC) была оснащена поперечными и открытыми камерами сгорания с четырьмя клапанами на цилиндр. Под красной крышкой клапана (черная появилась в более новых версиях VTC) кулачкам были приданы довольно агрессивные профили, и они приводили в действие каждый комплект клапанов с помощью Y-образных коромысел с низким коэффициентом трения с гидравлическими подъемниками. Поскольку основными целями этого агрегата были надежность и превосходная передача мощности, обе кулачковые шестерни приводились в движение одной роликовой цепью ГРМ.

nissan-sr20det-17

Хотя в 1989 году также была представлена безнаддувная версия (SR20DE), двигатель был разработан с принудительной индукцией. Первоначально SR20DET поставлялся с турбокомпрессором Garrett T25, который помогал ему производить 201 лошадиную силу при 6000 об/мин и 274 Нм крутящего момента при 4 000 об/мин.

nissan-sr20det-3

В 1990 году Nissan решил, что этот агрегат достаточно хорош для автоспорта, и представил GTI-R Pulsar (известный в Европе как Sunny). Основанная на шасси обычного трехдверного хэтчбека и оснащенная уникальным вариантом SR20DET (54C), это была полноприводная «пуля» мощностью 227 лошадиных сил, разработанная для омологации WRC (чемпионата мира по ралли).

nissan-sr20det-5

Он участвовал в чемпионате группы А в 1991 и 1992 годах, но результаты были, мягко говоря, скромными. Для сезона 1992 года производитель также разработал пару автомобилей Группы N, которым удалось финишировать с «золотом» и «серебром» в итоговом зачете FIA PWRC (Кубок чемпионов для водителей серийных автомобилей), поддерживающей серию WRC.

nissan-sr20det-12

Но если не считать сплочения, SR20DET достиг легендарного статуса благодаря дрифту. Все началось в 1991 году, когда двигатель, наконец, установили продольно на шасси настоящего спорткара с задним приводом: S13. С незначительными изменениями по сравнению с оригинальным агрегатом 1989 года, он заменил CA18DET с промежуточным охлаждением на JDM K-trim Silvia и 180SX Fastback Coupe. Мощность составляла 205 л.с. и 275 Нм крутящего момента, чего было достаточно, чтобы легко «сдвинуть» задние части обоих автомобилей.

nissan-sr20det-7

Эти две модели, удобные для дрифта, стали излюбленным оружием энтузиастов этой потрясающей (и незаконной) техники вождения, которая в то время была в большей степени стилем жизни в Японии. Четырехцилиндровый двигатель под их капотами оказался более чем надежным в суровых условиях дрифта, даже в стандартной комплектации. По прошествии нескольких лет стало доступно огромное количество обновлений для вторичного рынка, и был раскрыт истинный потенциал мощности этого впечатляющего двигателя. Без изменения внутреннего устройства и всего лишь нескольких модификаций на болтах легко получить 400 лошадей.

nissan-sr20det-10

Конечно, некоторые любители скорости продвинулись еще дальше, растачивая блок, меняя штатные внутренние детали и устанавливая турбонагнетатель большего размера или даже комплект твин-турбо. Такая сложная настройка дала ошеломляющие цифры мощности, которые составляли от 1000 до 2000 л.с. Да, это не опечатка: существуют модели SR20 мощностью 2000 л.с.

nissan-sr20det-8

Возвращаясь к дрифту, Silvia и 180SX, оснащенные этим двигателем, стали одними из самых популярных автомобилей среди поклонников дрифта, поскольку нелегальная практика вышла из подполья и стала всемирным спортом в 1990-х и 2000-х годах. Более того, из-за своего почти безграничного потенциала мощности и способности выдерживать колоссальные нагрузки, SR20DET стал обычным «заменителем» в различных «дрифт-сборках».

nissan-sr20det-18

Он производился до 2002 года, и к тому времени поставлялся на некоторых моделях с такими улучшениями, как VCT (Variable Cam Timing) или турбонаддув Garrett T28. Его максимальная заводская мощность достигла 247 лошадиных сил и 275 Нм крутящего момента в S15 Silvia 1999-2002 годов.

Превосходный в стандартной форме и совершенно «эпический» при правильной настройке SR20DET — один из шедевров компании Nissan и, без сомнения, один из величайших четырехцилиндровых двигателей, когда-либо созданных.

Галерея: Nissan SR20DET