К концу года в России закончились деньги на автомобили
Эксперты «Открытие Авто» провели исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую емкость по итогам ноября 2023 года. Согласно результатам исследования, в конце осени жители нашей страны потратили на покупку подержанных машин 488,8 млрд рублей. Это на 18,1% больше, чем в ноябре 2022 года, и на 5,6% меньше показателя октября 2023.
Финансовая емкость вторичного рынка снижается уже третий месяц подряд, и впервые за пять месяцев она составила менее 500 млрд рублей. При этом за 11 месяцев 2023 года затраты россиян на покупку подержанных автомобилей достигли 5,33 трлн рублей, превысив рекордный показатель, установленный в прошлом году - 4,25 трлн рублей.
Больше всего денег уходит на покупку автомобилей в возрасте от 10 лет и старше. Так, в последний осенний месяц на них было потрачено 191,5 млрд рублей, что составляет 39,2% от общей суммы. По сравнению с октябрем доля «старых» машин снова увеличилась — тогда они занимали 38,7% всей финансовой емкости. Выросла и доля более «свежих» автомобилей (возрастом до 5 лет): если в октябре она составляла 31,1%, то в ноябре — уже 31,8%. В конце осени их покупка обошлась в 155,5 млрд рублей.
А вот меньше всего денег тратится на машины в возрасте от 5 до 9 лет — 141,8 млрд рублей в ноябре. При этом за месяц их доля уменьшилась — с 30,2% (в октябре) до 29% (в ноябре).
В ноябре затраты на покупку автомобилей с пробегом выросли только у отечественных брендов. В последний месяц осени жители РФ приобрели б/у машин российских марок на сумму 41,8 млрд рублей. Их доля в финансовой увеличилась 8% в октябре до 8,6% в ноябре.
В последний месяц особенно заметными убытками в финансовом плане стали европейские и японские автомобильные бренды. Согласно данным на ноябрь, на приобретение подержанных "европейцев" было израсходовано 173,9 миллиарда рублей (снижение на 6,4% по сравнению с октябрем), а на автомобили японских производителей — 161,6 миллиарда рублей (также -6,4%). Несмотря на это, они сохраняют свои лидирующие позиции в общем объеме расходов на вторичном рынке, составляя 35,6% и 33,1% соответственно.
Что касается других участников рынка, подержанные автомобили корейских брендов обошлись в 71,9 миллиарда рублей (доля — 14,7%), американских — в 29,1 миллиарда рублей (6%), китайских — в 9,9 миллиарда рублей (2%).
Кроссоверы и внедорожники по-прежнему лидируют по объему расходов на вторичном рынке. На подержанные автомобили сегмента SUV россияне потратили 228,9 миллиарда рублей в ноябре. Б/у автомобили В-класса заняли второе место с существенным отставанием — 80,1 миллиарда рублей.
Также была преодолена отметка в 50 миллиардов для подержанных автомобилей С- и D-класса (57,5 миллиарда и 50,2 миллиарда рублей соответственно). Все четыре эти сегмента в совокупности охватывают 85% финансового объема рынка. Следовательно, оставшимся семи сегментам вторичного рынка приходится всего 15% общих расходов.
Тем не менее, ни один из этих сегментов не достиг отметки в 25 миллиардов рублей в ноябре. Затраты почти по всем сегментам снизились к концу осени, особенно резко у купе и кабриолетов (-22,2% по сравнению с октябрем). В то время как сегмент LAV продемонстрировал прирост (+1,1%).